Карело-Мурманский край. 1935, № 3.

20 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3 нг родных Хибин. А она-то думала, что лопарей на всем свете одна-две семьи и живут они в Екостровском по­ селке. Между тем девчата уже кивали на Алиных соседок. — Смотри, это тоже ведь жители северных окраин— чукчи, камчадалы, удэ, гольды, ю к а ги ры ... — Наш Институт — самая большая школа народов севера, — с гордостью сказала Настя. — Здесь можно всему научиться. Отсюда выходят председатели колхозов, инструкторы РИКов, педагоги, женработники. . . Может и ты председателем колхоза будешь. А теперь пойдем обедать, председатель. Слышишь звонок? Уже пора. На первом уроке родного языка Аля смеялась. Про­ сто не верилось, что русский учитель лучше нее, лучше Насти, Тани и других ребят говорит по-саамски. Где он выучился? Не кочевал же с оленями по тундре, не ловил же рыбу в саамской артели? Потом учитель начал заносить на доску какие-то круглые буквы и складывать из них саамские слова. Аля вдруг заволновалась. — Настя, что это он делает? Разве можно по-нашему писать? В Хибинах никто не умел!. . Настя училась на 3-м курсе, Таня — на 2-м, Тоня Кириллова, как и Аля, на подготовительном, но нацио­ нальным языком все студенты - саамы занимались вместе. — Что ж что никто не умел, а ты учись, — шепнула Настя. — Скоро мы над книжкой будем работать. Аля часто заморгала глазами. Над какой такой книж­ кой? Наверно Настя смеется. Саамских книжек никогда не писали, это все знают. Но Настя не смеялась. Через несколько уроков учи­ тель сказал: — Вы все хорошо знаете, что ваши деды и отцы не умели читать и писать по-своему. Так было потому, что на саамском языке книг никто не составлял и не печа­ тал. Революция и советская власть обещали всем народ­ ностям грамотность, самобытную культуру. Советская власть никогда не обманывает. Первый учебник саам­ ского языка составим мы с вами, составим здесь в классе, в Институте Букварь отпечатают в сотнях экземпляров и разошлют по погостам, это будет большим подарком саамскому народу. Ну, кто согласен работать в моей бригаде. Руки подняли все, и бригаду тут же организовали. Аля очень волновалась. В бригаду вошли Тоня Кирил­ лова, Настя, Игнатий Харлин, настин земляк, недавно приехавший из Иоканги, Никон Герасимов, Дмитриевы, Аля, еще кто-то. Бригада взялась за работу в тот же вечер. Под руководством учителя ребята подбирали и выписывали нужные слова, тщательно сверяя произно- шенье. С непривычки в первый раз было трудно. Вер­ нувшись к себе в спальню, Аля долго рассматривала пестры1; буквари эвенков, гольдов, удэ, составленные здесь же, в Институте. Неужели и у них, саамов, будет первый букварь? Он попадет в Хибинскую школу и сыновья брата — Котя и Мишка будут по нему учиться!. . Работа над букварем надолго заняла Алю Архипову, не позволила ей скучать. К середине 1933 года бук­ варь был составлен. Тов. Черняков сказал, что еще раз проверит всю работу дома и сдаст в издательство. Ра­ зом освободились вечера. Тут Аля в первый раз огля­ нулась сама на себя и вдруг заметила, что за это время незаметно приспособилась к порядкам Института, даже их полюбила. По утрам по всему большому зданию хлопали двери кабинетов, пронзительно трещал звонок. По коридорам пробегали теперь уже знакомые девчата и парни с книж­ ками, с тетрадками в руках. Аля не очень любила это время. Русский письменный ей не давался, история первобытного человека запоминалась с трудом. Зато гео­ графия нравилась. Аля в один миг отыскивала на огром­ ной карте родные Хибины. Потом наступало время обеда и все сбегали в столо­ вую, где вкусно пахло жарким и звенели тарелки. Тут. можно было пошутить со знакомыми парнями. Мертвый час наступал после обеда. Аля с удовольствием вытяги­ валась под белоснежной простыней. В большой девичьей спальне наступала строгая тишина. По вечерам в кабинетах Института и в красном уголке работали кружки, проводили свои собрания комсо­ мольцы. Так как Аля Архипова училась только на „уд“ и очень нервничала, отвечая заданное, ее освободили от общественных нагрузок, но на собрания она всегда при­ ходила. Часов в 10 в актовом зале начиналось кино. Ребята занимали все стулья. Тихо играла музыка. На ярком квадрате полотна возникли живые картины, улы­ бались люди, пробегали олени. Здесь можно было уви­ деть весь мир. Аля сидела не шевелясь, не дыша. Нашелся в Институте еще один любопытный для нее уголок — медпункт. В первый же день, во время мед­ осмотра Алю сильно заинтересовали все эти склянки и бутылочки за стеклянными дверцами шкафов, белые халаты сестер и странное кресло у окна, которое можно было заставить вырости. Став полноправной студенткой, Аля раз прибежала в медпункт посмотреть как там лечат. Сестры скоро научили новенькую приготовлять коричневое полосканье. — Привыкай! Это на севере тебе пригодится! По совету одной из сестер Аля записалась в санитар­ ный кружок. Ей выдали белую повязку с красным крес­ том и походную аптечку в зеленой холщевой сумке. Вместе с другими ребятами Аля организовала первый летучий налет на студенческие спальни, за ним другой, т р е ти й .. . Аля научилась подавать первую помощь и очень этим гордилась. Саамское землячество собиралось в Институте раза два в месяц и на этих собраниях родной север придви­ гался совсем вплотную. 12 студентов - саамов, усевшись за длинный стол, обсуждали бытовые и политические вопросы, касающиеся их народа. Тут говорили о выде­ лении национальных саамских районов в Мурманском крае, спорили над чертежами новых домов для жителей Кильдинского погоста. Когда в 1934 году в далеком колхозе „Тундра" впервые заговорили о постройке крас­ ного бота для культпросветработы в саамских погостах, Аля радовалась и голосовала за это предложение вместе с другими студентами. Л Аля Архипова и сейчас учится на подготовительном отделении Института. Она упорно учится, чтобы стать на севере культур­ ным настоящим работником. Юность Али Архиповой это только один маленький пример роста саамского народа и той помощи, которую оказывает саамам советская власть. В Мурманском пед- техникуме учатся сейчас 30 саамов. В дальних погостах открываются национальные школы. Из саамов, окончив­ ших за последние 7 лет Институт народов севера, многие работают педагогами, женработниками, райинспекто- р а м и .. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz