Карело-Мурманский край. 1935, № 1-2.

58 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БАРЕНЦОВА МОРЯ д. хлыновский Баренцово море является одним из богатейших рыбо­ промысловых водоемов в мире. Благодаря входящей в него с юго-запада мощной струе теплого Атлантиче­ ского течения с богатым содержанием органогенных веществ, своим небольшим глубинам и наличию льдов Баренцово море поставлено в наиболее благоприятные условия и по развитию в нем органической жизни. На­ личие больших количеств пищи для рыбы, нормальная среда для ее обитания делает рыбные запасы моря богатейшими. Это доказывается и практикой, так как Баренцово море уже в течение последних лет является одним из излюбленных водоемов для работы большого тралового флота ряда государств (СССР, Англия, Герма­ ния, Франция и т. д.), — сотни траулеров бороздят море во всех направлениях. Мурманские рыбохозяйственные организации, улов которых за 1934 г. равен почти 2 миллиона центнеров, имеют для своего развития крепкую сырьевую базу и могут дать значительно больше, так как эта база недоиспользована пока еще и по треске и, в особенности, по сельди. * Для того, чтобы рыбный промысел Баренцова моря был твердо ориентирован в своих возможностях и в на­ правлении своего развития, необходимо всестороннее изучение этого моря. Такое изучение проводится органи­ зованным в 1934 г. в системе Наркомпищепрома Союза Полярным Институтом Морского Рыбного Хозяйства и Океанографии (ПИНРО), в состав которого включились работавшая здесь ранее Северная Сельдяная Экспедиция и отделение бывшего Океанографического Института. Методика изучения Баренцова моря построена Инсти­ тутом, исходя из тех соображений, что основным факто­ рам, влияющим на изменение режима Баренцова моря является теплая струя Атлантического течения и поло­ жение ледовой кромки. Теплое течение имеет опреде­ ленные скорости и поэтому, зная те изменения, которые происходят в нем, например, на широте Лофотенских островов, мы можем предполагать, что через год анало­ гичные изменения могут быть на Кольском меридиане, через два года они будут иметь свое отражение у входа в Карское море. Изучая гидродинамику моря, Институт получает материал не только для определения поведения рыбы, но и попутно условий навигации к северу и восточнее Баренцова моря, а также некоторые данные для определения и климатических условий для большей доли поверхности Европейской части СССР в пределах данного сел.-хоз. года. Институт с начала года система­ тически производил определения изменений гидроло­ гического режима моря путем проведения так наз. „стандартных разрезов" по маршрутам — Нордкап (Норвегия), Зюдкап (остров Шпицберген); по Коль­ скому меридиану до ледовой кромки, мыса Канин, о. Междушарский и друг., одновременно определяя фактическое положение ледовой кромки. Во время рейсов судов Института море изучалось всесторонне (температура, соленость, органические ве­ щества, нитриты, нитраты, грунты, бентос, планктон, метеорологические условия) для того, чтобы дать более полные сведения для определения его влияния на рыб­ ный промысел. Для проведения этой работы Институт располагает двумя специальными судами — „ П е р с е е м “ и „ К н и п о в и ч е м " . В течение 1934 года, начиная с марта, оба эти судна сделали 10 больших рейсов, покрыв расстояние около 24 тыс. миль с более чем 800 научных станций, из них около 5 тыс. миль в ледо­ вых условиях. Собран богатейший материал, который тотчас же по обработке поступил, совместно с материалами биологических отделов, в распоряжении промышленности - для использования в ее целях. Район их исследования охватывает не только Барен­ цово море, но также частично Гренландское и Карско* моря в пределах, позволяемых ледовыми условиаіи? Исследования Гренландского моря были совершенно не­ обходимы для определения изменения баланса распреде- ; ления массы теплых вод между основными струями Атлан- ■ тического речения, проходящего в Гренландском и Барен- j цовом морях. Поход в южную часть Карского моря был : вызван необходимостью исследовать гидрологические условия его для определения их соответствия целям рыбного промысла. Одним из таких рейсов был и 50-й = рейс „Персея” — первого в мире исследовательского і судна, достигшего такого славного юбилея. Во время этого рейса „Персей1 поставил мировой рекорд 1934 г. j по продвижению на север с научными работами, дойдя севернее Шпицбергена до 81° 17'. Для полноты картины необходимо учесть, что и ■ „Персей" и „Книпович"'— это небольшие (200—300 тн) деревянные суда. Выводы из материалов, собранных во время экспеди-1 ции на указанных судах в общей их форме были еде-. ланы и в свое время опубликованы следующие: 1. Усиленное потепление струи Атлантического тече­ ния в 1934 году повело за собой новую дислокацию промысловых косяков трески и передвинуло основу про--; мысла текущего года в восточную часть Баренцова моря ближе к границам холодных вод. Практика вполне подтвердила это положение, так как наибольший период времени траулера Мурманрыбы брали улов именно в восточных районах Баренцова моря. 2. То же самое потепление, благодаря которому в Баренцово мере введена большая масса теплой воды, ■ должно создать еще более благоприятные, чем в 1934 г. навигационные условия для 1935 г., в течение которого плавание в северных полярных бассейнах, а также Карско- Ленского каравана будет более благоприятным, чем в 1934 году. Это потепление еще в октябре м-це теку­ щего года позволило начальнику 50-й экспедиции на „Персее" проф. Н. Н. Зубову, вопреки бывшему тогд* долгосрочному прогнозу гидрометеорологической службы, предсказать мягкую затяжную осень и мягкую первую половину зимы, что подтвердилось действительностью. 3. Начала этого потепления, выявленное экспедициями судов Института еще в марте и апреле м-цах, дало осно­ вание для предупреждения соответствующих организаций о возможном вредном влиянии этого потепления на урожай зерновых культур в Европейской части Совет­ ского Союза. Из этих выводов ясно, какое большое значение имеет для всего Советского Союза изучение Баренцова моря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz