Карело-Мурманский край. 1935, № 1-2.
58 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БАРЕНЦОВА МОРЯ д. хлыновский Баренцово море является одним из богатейших рыбо промысловых водоемов в мире. Благодаря входящей в него с юго-запада мощной струе теплого Атлантиче ского течения с богатым содержанием органогенных веществ, своим небольшим глубинам и наличию льдов Баренцово море поставлено в наиболее благоприятные условия и по развитию в нем органической жизни. На личие больших количеств пищи для рыбы, нормальная среда для ее обитания делает рыбные запасы моря богатейшими. Это доказывается и практикой, так как Баренцово море уже в течение последних лет является одним из излюбленных водоемов для работы большого тралового флота ряда государств (СССР, Англия, Герма ния, Франция и т. д.), — сотни траулеров бороздят море во всех направлениях. Мурманские рыбохозяйственные организации, улов которых за 1934 г. равен почти 2 миллиона центнеров, имеют для своего развития крепкую сырьевую базу и могут дать значительно больше, так как эта база недоиспользована пока еще и по треске и, в особенности, по сельди. * Для того, чтобы рыбный промысел Баренцова моря был твердо ориентирован в своих возможностях и в на правлении своего развития, необходимо всестороннее изучение этого моря. Такое изучение проводится органи зованным в 1934 г. в системе Наркомпищепрома Союза Полярным Институтом Морского Рыбного Хозяйства и Океанографии (ПИНРО), в состав которого включились работавшая здесь ранее Северная Сельдяная Экспедиция и отделение бывшего Океанографического Института. Методика изучения Баренцова моря построена Инсти тутом, исходя из тех соображений, что основным факто рам, влияющим на изменение режима Баренцова моря является теплая струя Атлантического течения и поло жение ледовой кромки. Теплое течение имеет опреде ленные скорости и поэтому, зная те изменения, которые происходят в нем, например, на широте Лофотенских островов, мы можем предполагать, что через год анало гичные изменения могут быть на Кольском меридиане, через два года они будут иметь свое отражение у входа в Карское море. Изучая гидродинамику моря, Институт получает материал не только для определения поведения рыбы, но и попутно условий навигации к северу и восточнее Баренцова моря, а также некоторые данные для определения и климатических условий для большей доли поверхности Европейской части СССР в пределах данного сел.-хоз. года. Институт с начала года система тически производил определения изменений гидроло гического режима моря путем проведения так наз. „стандартных разрезов" по маршрутам — Нордкап (Норвегия), Зюдкап (остров Шпицберген); по Коль скому меридиану до ледовой кромки, мыса Канин, о. Междушарский и друг., одновременно определяя фактическое положение ледовой кромки. Во время рейсов судов Института море изучалось всесторонне (температура, соленость, органические ве щества, нитриты, нитраты, грунты, бентос, планктон, метеорологические условия) для того, чтобы дать более полные сведения для определения его влияния на рыб ный промысел. Для проведения этой работы Институт располагает двумя специальными судами — „ П е р с е е м “ и „ К н и п о в и ч е м " . В течение 1934 года, начиная с марта, оба эти судна сделали 10 больших рейсов, покрыв расстояние около 24 тыс. миль с более чем 800 научных станций, из них около 5 тыс. миль в ледо вых условиях. Собран богатейший материал, который тотчас же по обработке поступил, совместно с материалами биологических отделов, в распоряжении промышленности - для использования в ее целях. Район их исследования охватывает не только Барен цово море, но также частично Гренландское и Карско* моря в пределах, позволяемых ледовыми условиаіи? Исследования Гренландского моря были совершенно не обходимы для определения изменения баланса распреде- ; ления массы теплых вод между основными струями Атлан- ■ тического речения, проходящего в Гренландском и Барен- j цовом морях. Поход в южную часть Карского моря был : вызван необходимостью исследовать гидрологические условия его для определения их соответствия целям рыбного промысла. Одним из таких рейсов был и 50-й = рейс „Персея” — первого в мире исследовательского і судна, достигшего такого славного юбилея. Во время этого рейса „Персей1 поставил мировой рекорд 1934 г. j по продвижению на север с научными работами, дойдя севернее Шпицбергена до 81° 17'. Для полноты картины необходимо учесть, что и ■ „Персей" и „Книпович"'— это небольшие (200—300 тн) деревянные суда. Выводы из материалов, собранных во время экспеди-1 ции на указанных судах в общей их форме были еде-. ланы и в свое время опубликованы следующие: 1. Усиленное потепление струи Атлантического тече ния в 1934 году повело за собой новую дислокацию промысловых косяков трески и передвинуло основу про--; мысла текущего года в восточную часть Баренцова моря ближе к границам холодных вод. Практика вполне подтвердила это положение, так как наибольший период времени траулера Мурманрыбы брали улов именно в восточных районах Баренцова моря. 2. То же самое потепление, благодаря которому в Баренцово мере введена большая масса теплой воды, ■ должно создать еще более благоприятные, чем в 1934 г. навигационные условия для 1935 г., в течение которого плавание в северных полярных бассейнах, а также Карско- Ленского каравана будет более благоприятным, чем в 1934 году. Это потепление еще в октябре м-це теку щего года позволило начальнику 50-й экспедиции на „Персее" проф. Н. Н. Зубову, вопреки бывшему тогд* долгосрочному прогнозу гидрометеорологической службы, предсказать мягкую затяжную осень и мягкую первую половину зимы, что подтвердилось действительностью. 3. Начала этого потепления, выявленное экспедициями судов Института еще в марте и апреле м-цах, дало осно вание для предупреждения соответствующих организаций о возможном вредном влиянии этого потепления на урожай зерновых культур в Европейской части Совет ского Союза. Из этих выводов ясно, какое большое значение имеет для всего Советского Союза изучение Баренцова моря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz