Карело-Мурманский край. 1935, № 1-2.

Но 1— 2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 17 аались рабочие кадры, создается рабочий класс За- олярья. Горно-химическая промышленность. В 1930 г. мы иступили к освоению апатитовой промышленности, 19 3 1— пустили первую обогатительную фабрику с годовой производительностью в 250 тыс. тонн., в 1934 году пустили другую (она находится в периоде освоения) в 750 тыс. тон т. 2 крупнейшие фабрики дают миллион тонн концентрата. Но достаточного эффекта от капиталовложений еще нет. Мы пока что в горно-химической промышленно­ сти не выполняли своих планов и перед нами поста­ влена задача,— неустанно бороться здесь за лучшее освоение производств. □ D О Мы увеличили траловый флот с 20 единиц в 1930 г. до 67 единиц в 1934 г. Это увеличение прошло за счет, главным образом, отечественного, советского про­ изводства тральщика, тральщика с ленинградской Север­ ной верфи. Мы создали за последнее время крупнейший судоре­ монтный завод с оборудованием, еще нами не освоен­ ным. На такой крайней северной точке создано круп­ ное металлообрабатывающее предприятие. Судоремонт­ ный завод, с его чугунолитейным и механическим цехами позволит нам поставить вопрос о постройке сталелитей­ ного цеха, позволит подвести крупную ремонтно-меха- ническую базу не только для тралового, но и для всего рыбацкого флота. Построены предприятия рыбной промышленности для переработки рыбной продукции. Но что является особенно значительной победой — это совершенно новая, созданная за последние два года, -^сельдяная промышленность Она не существовала к мо­ менту прошлого Окружного съезда советов. В 1930 г. добывалось только одна тысяча тонн, сельди, а сегодня в 1934 г. мы имеем больше 80 тыс. тонн План по добыче рыбы на этот год был 1685 тыс. центнеров, а дала м у р м а н с к а я промышленность 1895 тыс. центнеров, т. е. на 210 тыс. центнеров перевыполнила. Если сравнить эту цифру вылова сельди с цифрой 1931 г., то эти 21 тыс. тонн, как раз составляют го­ довую программу 31 года. Если же обратиться к ста­ рому царскому времени и той добыче по рыбе, которая была в Баренцовом море, то можно видеть, что вылов тогда составлял 4— 5 тыс. тонн, в лучшем случае 7—8 тыс. тонн. Сельдяная промышленность создана благодаря тому, что мы имеем рыбацкий флот, что мы освоили технику запорного дела. & Мы окружены морями и водный транспорт для обслу­ живания нашего хозяйства приобретает первостепенное значение. Мы в конце 1933 г. сделали пару зверо­ бойных судов, немного дорого нам стоящих, как всегда бывает на первых порах. Но факт тем значителен, что эти суда сделаны нами. Задача строительства советских зверобоев здесь, непосредственно в Мурманске, может быть разрешена. Наша боевая задача — новую Судоверфь построить как можно скорее. Мы недостаточно еще используем богатства Аркиіки в части зверобойного дела, хотя ужр * добились./ что вместо 370 тн. в 1930 г. взяли в 1 9 3 4 / . 600 / лиш­ ним тонн, имея то же количество флота1." ‘ ; / Мы освоили новые промысла: мыс Желания, Землю Франца Иосифа. За последние два-три года вопрос о судостроении встает очень остро. На имеющейся у нас Судостроительной верфи мы добились больших успехов — выпустили 128 палубных моторных судов. Эго позволило реконструировать рыбацкий флот и по­ ставить новые двигатели. Судоверфь отремонтировала больше 400 единиц. Но минусом в нашей работе явля­ ется то, что мы сделали недостаточный упор на по­ стройку. верфи. Два года мы выставляем контрольную цифру, два года средства, отпущенные на Судоверфь, мы не осваиваем. Эго надо отнести к минусам работы наших руководителей и в первую очередь пищепрома, в ведении которого находится это судостроение. На этой старой верфи мы одновременно осваивгли но­ вые производства. Я имею в виду комбайны и зверобои. Наш зверобой бьет моржа, белого медведя, морского зайца. В 1930 г. дали 580 голов, в 1933 г. 1400 голов и в 1934 г. только 260. Случилось такое снижение потому, что последний год промыслом руководили из Архангельска. Из - за неподготовленности, из-за того, что не во-время были снаряжены экспедиции, зверобойный про­ мысел в 1934 г. сорван. Ни промышленность, ни не­ которые определенные отрасли и ведомства не получили этой продукции, которая нам необходима. И только в последнее время решен окончательно вопрос, ч т о з в е р о б о й н а я п р о м ы ш л е н н о с т ь о т д а е т с я М у р м а н с к у , с т р о и т с я з в е р о б о й н а я о б р а б а ­ т ы в а ю щ а я б а з а в М у р м а н с к е , р а с ш и р я ­ е т с я з в е р о б о й н о е д е л о н а М у р м а н е . □ □ □ Местной промышленностью мы начали заниматься последние 3 года. Местная промышленность шла, глав­ ным образом, по линии строительных материалов, а по линии ширпотреба дело идет исключительно плохо, сделано мало, но после съезда, после той установки, которую мы получили в докладе Ленинградского Облис­ полкома, это дело двинется, несомнено, вперед. Вложенные 211 миллионов рублей в горно-химиче­ скую, рыбную и другие отрасли промышленности пол­ ностью не освоены. Эта задача — задача полного освое­ ни я— стоит сейчас перед нами. Вместо 27 млн. рублей валовой продукции в 1930 г., сейчас мы даем 164 млн. рублей (в 1934 г.). Надо отметить, что промышленность Мурманского округа — промышленность общесоюзного значения. Рост промышленности, увеличение тралового флота, рыбацкого флота, рост порта, рост городов, населения и обслуживающих отраслей нашего хозяйства ставит по-новому вопрос о топливно-энергическом балансе. Изучение Кольского полуострова до сего времени не дает данных, что имеется минеральное топливо, тогда как потребность в нем из года в год возрастает. В этом году мы завезли 394 тыс. тн. угля. Если в 1930 г. мы жили исключительно на привозном англий­ ском угле, если в 1931 г. мы имели также значительное количество иностранного угля, то начиная со второго года второй пятилетки, мы окончательно отказались от завоза иностранного угля. В 1932 году мы начали завозить уголь со Шпицбер­ гена Сейчас мы завезли 120 тыс. тонн донецкого угля и Щ тыс. тонн шпицбергенского. У1 нас имеются на Лапландских болотах — торфяны Ч^зработки. Они дают подходящий торф. Мы до 1934 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz