Карело-Мурманский край. 1935, № 1-2.
Но 1— 2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 17 аались рабочие кадры, создается рабочий класс За- олярья. Горно-химическая промышленность. В 1930 г. мы иступили к освоению апатитовой промышленности, 19 3 1— пустили первую обогатительную фабрику с годовой производительностью в 250 тыс. тонн., в 1934 году пустили другую (она находится в периоде освоения) в 750 тыс. тон т. 2 крупнейшие фабрики дают миллион тонн концентрата. Но достаточного эффекта от капиталовложений еще нет. Мы пока что в горно-химической промышленно сти не выполняли своих планов и перед нами поста влена задача,— неустанно бороться здесь за лучшее освоение производств. □ D О Мы увеличили траловый флот с 20 единиц в 1930 г. до 67 единиц в 1934 г. Это увеличение прошло за счет, главным образом, отечественного, советского про изводства тральщика, тральщика с ленинградской Север ной верфи. Мы создали за последнее время крупнейший судоре монтный завод с оборудованием, еще нами не освоен ным. На такой крайней северной точке создано круп ное металлообрабатывающее предприятие. Судоремонт ный завод, с его чугунолитейным и механическим цехами позволит нам поставить вопрос о постройке сталелитей ного цеха, позволит подвести крупную ремонтно-меха- ническую базу не только для тралового, но и для всего рыбацкого флота. Построены предприятия рыбной промышленности для переработки рыбной продукции. Но что является особенно значительной победой — это совершенно новая, созданная за последние два года, -^сельдяная промышленность Она не существовала к мо менту прошлого Окружного съезда советов. В 1930 г. добывалось только одна тысяча тонн, сельди, а сегодня в 1934 г. мы имеем больше 80 тыс. тонн План по добыче рыбы на этот год был 1685 тыс. центнеров, а дала м у р м а н с к а я промышленность 1895 тыс. центнеров, т. е. на 210 тыс. центнеров перевыполнила. Если сравнить эту цифру вылова сельди с цифрой 1931 г., то эти 21 тыс. тонн, как раз составляют го довую программу 31 года. Если же обратиться к ста рому царскому времени и той добыче по рыбе, которая была в Баренцовом море, то можно видеть, что вылов тогда составлял 4— 5 тыс. тонн, в лучшем случае 7—8 тыс. тонн. Сельдяная промышленность создана благодаря тому, что мы имеем рыбацкий флот, что мы освоили технику запорного дела. & Мы окружены морями и водный транспорт для обслу живания нашего хозяйства приобретает первостепенное значение. Мы в конце 1933 г. сделали пару зверо бойных судов, немного дорого нам стоящих, как всегда бывает на первых порах. Но факт тем значителен, что эти суда сделаны нами. Задача строительства советских зверобоев здесь, непосредственно в Мурманске, может быть разрешена. Наша боевая задача — новую Судоверфь построить как можно скорее. Мы недостаточно еще используем богатства Аркиіки в части зверобойного дела, хотя ужр * добились./ что вместо 370 тн. в 1930 г. взяли в 1 9 3 4 / . 600 / лиш ним тонн, имея то же количество флота1." ‘ ; / Мы освоили новые промысла: мыс Желания, Землю Франца Иосифа. За последние два-три года вопрос о судостроении встает очень остро. На имеющейся у нас Судостроительной верфи мы добились больших успехов — выпустили 128 палубных моторных судов. Эго позволило реконструировать рыбацкий флот и по ставить новые двигатели. Судоверфь отремонтировала больше 400 единиц. Но минусом в нашей работе явля ется то, что мы сделали недостаточный упор на по стройку. верфи. Два года мы выставляем контрольную цифру, два года средства, отпущенные на Судоверфь, мы не осваиваем. Эго надо отнести к минусам работы наших руководителей и в первую очередь пищепрома, в ведении которого находится это судостроение. На этой старой верфи мы одновременно осваивгли но вые производства. Я имею в виду комбайны и зверобои. Наш зверобой бьет моржа, белого медведя, морского зайца. В 1930 г. дали 580 голов, в 1933 г. 1400 голов и в 1934 г. только 260. Случилось такое снижение потому, что последний год промыслом руководили из Архангельска. Из - за неподготовленности, из-за того, что не во-время были снаряжены экспедиции, зверобойный про мысел в 1934 г. сорван. Ни промышленность, ни не которые определенные отрасли и ведомства не получили этой продукции, которая нам необходима. И только в последнее время решен окончательно вопрос, ч т о з в е р о б о й н а я п р о м ы ш л е н н о с т ь о т д а е т с я М у р м а н с к у , с т р о и т с я з в е р о б о й н а я о б р а б а т ы в а ю щ а я б а з а в М у р м а н с к е , р а с ш и р я е т с я з в е р о б о й н о е д е л о н а М у р м а н е . □ □ □ Местной промышленностью мы начали заниматься последние 3 года. Местная промышленность шла, глав ным образом, по линии строительных материалов, а по линии ширпотреба дело идет исключительно плохо, сделано мало, но после съезда, после той установки, которую мы получили в докладе Ленинградского Облис полкома, это дело двинется, несомнено, вперед. Вложенные 211 миллионов рублей в горно-химиче скую, рыбную и другие отрасли промышленности пол ностью не освоены. Эта задача — задача полного освое ни я— стоит сейчас перед нами. Вместо 27 млн. рублей валовой продукции в 1930 г., сейчас мы даем 164 млн. рублей (в 1934 г.). Надо отметить, что промышленность Мурманского округа — промышленность общесоюзного значения. Рост промышленности, увеличение тралового флота, рыбацкого флота, рост порта, рост городов, населения и обслуживающих отраслей нашего хозяйства ставит по-новому вопрос о топливно-энергическом балансе. Изучение Кольского полуострова до сего времени не дает данных, что имеется минеральное топливо, тогда как потребность в нем из года в год возрастает. В этом году мы завезли 394 тыс. тн. угля. Если в 1930 г. мы жили исключительно на привозном англий ском угле, если в 1931 г. мы имели также значительное количество иностранного угля, то начиная со второго года второй пятилетки, мы окончательно отказались от завоза иностранного угля. В 1932 году мы начали завозить уголь со Шпицбер гена Сейчас мы завезли 120 тыс. тонн донецкого угля и Щ тыс. тонн шпицбергенского. У1 нас имеются на Лапландских болотах — торфяны Ч^зработки. Они дают подходящий торф. Мы до 1934 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz