Карело-Мурманский край. 1935, № 1-2.

12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1— 2 ------------ * ительства, развертываемого на территории Карелии Б е л о м о р с к о-Б а л т и й с к и м к о м б и н а т о м . Строи­ тельство это столь многогранно по содержанию, что даже простой перечень его объектов далеко вывел быг нас за пределы настоящей статьи. □ □ □ Не менее значительным по своему содержанию яви­ лись достижения Карелии и в области с е л ь с к о г о х о з я й с т в а . Здесь прежде ^всего необходимо отметить успешность дела коллективизации. В 1930 году процент коллективизации по АКССР был равен всего 13,1%. Начиная с этого года, кол­ лективизация шла высокими темпами и в настоя­ щее время процент коллективизации составляет уже 65,5% . Наряду с ростом числа коллективных хозяйств и неразрывно с этим ростом изменилась и т е х н и ч е ­ с к а я б а з а сельского хозяйства. В 1931 году в Ка­ релии имелось всего 56 тракторов с общей мощностью 1120 лош. сил. В 1934 году имеется уже 137 тракторов, мощностью в 2425 лош. сил. Только за период 1932 — 1934 гг. колхозами приобретено 2263 плуга, 2633 бороны, 356 сеялок, 334 сенокосилки, 160 молотилок, 132 сорти­ ровки иряд других с.-х. орудий. За период 1931 — 1934 гг. в Карелии организовано 7 МТС, обслуживающих своим парком свыше 12,2 тыс. га пашни, принадлежащей 155 колхозам. Все это дало возможность прис-ѵпить к ведению сельского хозяйства на,,£у'Дс^венно повы­ сившейся технической o r- .... П о с е в н а я п л о щ а д ь , снизившаяся под давлением кулацкого сопротивления к 1932 году до 5178 г а ,1 с ростом коллективизации и последовательно проводи­ мой на основе успехов коллективизации политикой ли­ квидации кулачества, проявила вновь быстрый рост и в 1934 году достигла 56737 га. Вопрос о росте посевных площадей в условиях Карелии решается, глав­ ным образом, по пути развертывания м е л и о р а т и в ­ н ы х р а б о т . Наиболее значительным по о б “ему меро­ приятием является начатая в 1934 г. мелиорация Олонец­ кой равнины. Здесь за 1934 г. проложено 4,6 км маги­ стральных, 83 км осушительных и 80 км собирательных канав осушительной сети. Наряду с расширением посевных площадей за послед­ ние годы растет и у р о ж а й н о с т ь , причем отдельные передовые колхозы дают показатели, превышающие средние по АКССР на 150 — 200% . В области ж и в о т н о в о д с т в а годы отчетного пе­ риода, связанные с реконструкцией сельского хозяй­ ства и ожесточенным сопротивлением кулачества, харак­ теризовались резким снижением поголовья, почти по всем видам скота за исключением свиней и коз. К на­ стоящему времени этот процесс сокращения стада бла­ годаря принятым партией и- правительством мерам по организационно-хозяйственному укреплению колхозов и специальным мероприятиям по животноводству при­ остановлен. Падение поголовья в 1964 году наблюдалось еще пока только в индивидуальном секторе (по овцам и лошадям). Что же касается колхозов, то за последние 2 года по ним наблюдается рост обеспеченности колхоз­ ников скотом (в расчете на 1 хозяйство). Процент безкоровных колхозников уменьшен при этом на 4,2% □ □ □ 1 Необходимо также учесть и результат более точного учета посевных площадей в 1932 году. Рост хозяйства Карелии как в части промышленного ее развития, так и в части социалистической рекон­ струкции сельского хозяйства неразрывно связан и с ус­ пехами т р а н с п о р т н о г о с т р о и т е л ь с т в а . Объем капитальных затрат по развитию и укреплению хозяй­ ства К и р о в с к о й ж. д. за годы 1927/28 — 1933, (включая стоимость приобретений и капитального ремон- та подвижного состава) выразился в сумме 126.148 тыс. рублей. Наряду с ростом капитальных вложений возрос и объем работы дороги, обусловливаемый общим хозяй­ ственным ростом края: в 1919 году было перевезено грузов 856 тыс. тонн; в 1921/22 г .— 1149 тыс. тонн; в 1929/30 — 7615 тыс. тонн, а в 1933 г .— 11346 тыс. j тонн. Такой же последовательный рост характеризует ] “работу Кировской ж. д. и по пассажирским перевоз­ кам: в 1922/23 г .— 1354 тыс. чел., 1928/29 г .— 3279 тыс. чел. в 1933 г. — 11.357 тыс. чел. па^ сажиров. Особенно значительными явились успехи' Кировской ж. д. в истекшем 1934 году. На основе большевистской борьбы за реализацию партийных и правительственных решени.й о работе железнодорожного транспорта Ки­ ровская дорога досрочно выполнила план погрузок и перевозок 1934 юда. В области в о д н о г о т р а н с п о р т а отчетный период характеризуется таким выдающимся достижением, как строительство и ввод в эксплоатацию Б е л о м о р - с к о-Б а л т и й с к о г о в о д н о г о к а н а л а и м е н и т о в. С т а л и н а , меняющего весь облик пересекаемых им и тяготеющих к нему территорий Карелии. В области а в т о-д о р о ж н о г о т р а н с п о р т а мы также должны констатировать по Карелии огромные успехи. В дорожное хозяйство за отчетный период вложено (не считая трудового участия населения) 13,5 млн. рублей. С 1931 по 1934 год общая протяженность улучшенных дорог союзного, республиканского и мест? ного значения возросло на 200 км. Парк машин заня­ тых на дорожном строительстве доведен по Карелии до 26 тракторов, 18 автомашин и 27 грейдеров. А в т о м о б и л ь н ы й п а р к вырос по Карелии с 27 ма­ шин (грузовых, легковых и специальных), имевшихся в 1930 году до 438 машин в 1934 году. Также значителен и рост с р е д с т в н а р о д н о й с в я з и . Если на 1/1— 1929 г. по Карелии имелось только 2187 км телеграфно-телефонных линий и 7088 км телеграфно-телефонных проводов, то на 1 июля 1934 го ­ да насчитывалось уже 4932 км телеграфно-телефонных линий и 14072 км т е л .— тел. проводов. □ □ □ За период с 1920 г. по 1934 год население АКССР увеличилось на 157 тыс. человек. Наиболее бурный-; рост населения относится к 1931 и 1932 г.г. Этот бур­ ный рост населения шел, главным образом, за счет п р о м ы ш л е н н о г о з а с е л е н и я АКССР. Это обсто­ ятельство прямым образом сказалось на росте удельного веса городского населения и населения рабочих посел­ ков. Если удельный вес городского населения в 1897 году составлял всего 12,1 процента, то в 1934 году он под­ нялся до 33 ,5% . За время революции и, главным образом, за отчетный период в Карелии возник целый ряд круп­ ных пунктов концентрации промышленного населения: Кандалакша (12386 чел.), Нивастрой (10.365 чел.), Кон­ допога (3811 чел.), Медвежья Гора (6112 чел.), Матросы (571 чел.) и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz