Карело-Мурманский край. 1934, N7-8.
№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 Р а б о т ы п о д о в е д е н и ю м о щ н о с т и К о н д о п о ж с к о й ГЭС д о 5 500 квт Основная работа по доведению действующей гидро станции до полной мощности (5500 квт) — присоеди нение реки Суны к озеру Палье — является в то же время основною работою по расширению Кондопожской ГЭС до 27500 квт, как то предусмотрено проектом строительства второй очереди. Этим самым объем необхо димого непредвиденного строительства, вызванного умень шением запаса воды в озере Сандал, облегчает и уско-' ряет значительно производство работ второй очереди, так как ряд гидротехнических сооружений, необходимых по плану работ второй очереди, будут возведены уже при предварительных работах и в схему работ второй очереди войдут уже частично полностью готовыми и частично требующими лишь соответствующей доделки. Эта последовательность и преемственность всех этих работ видна наглядно из следующего сопоставления: Р а б о т ы п о д о в е д е н и ю м о щ н о с т и К о н д о п о ж с к о й ГЭС д о 27 500 квт. 1. Устройство перемычки 1. Устройство плотины на на р. Суне выше водопада водопаде Гирвас для под- Гирвас для поднятия гори- нятия горизонта воды до зонта воды с 94,5 м до 102 м. 100,5 м. 2. Устройство на правом 2. Дальнейшие работы по берегу р. Суны возле дер. дамбам Ваган и Койкара. Койкара дамбы. 3. Сооружение дамбы 3. Устройство дамбы Ва- Новдозеро — Палье-озеро и ган. П алье-озеро—озеро Сандал. 4. Устройство водостока 4. Расчистка рек Нивки и водоспускного канала для и Тивдия. будущей Гирвасской пло- 5 Устройство Валазмин- тины. ского водохранилища. 5. Проводка водосброс- 6 Постройка станцион ного канала из р. Суны ного здания (для размеще- в Палье-озеро. ния 2 новы>с агрегатов и оборудования), отводящего канала, трубопровода и т. д. 7. Оборудование станции (монтажное и т. п. работы). Из приведенного перечня нетрудно уяснить, что умень шение запаса воды в озере Сандал имеет своими прак тическими последствиями в основном лишь то, что вместо того, чтобы сразу же приступить к поднятию горизонта воды с 94,5 до 102 м (это является основным содержа нием работ по расширению мощности Кондопожской станции до 27500 квт, он поднимается предварительно до 100,5 м, за счет чего достигается увеличение мощ ности действующей станции до 5500 квт, после чего уже переходят к дальнейшим работам по поднятию горизонта до 102 м. IV. Технический проект работ по присоединению р. С)ны к Палье-озеру был утвержден ЦЭС Главэнерго в мае 1933 г. Стоимость работ, необходимых для доведения мощности Кондопожской ГЭС до 5500 квт, была опре делена первоначально в 10 млн. р., а в дальнейшем, при уточнении проекта, выразилась в 12,2 млн. р. Для производства работ была создана специальная органи зация под наименованием „Сунастрой“ , приступившая к работам в 1933 г. Срок окончания основных работ установлен 1 декабря 1934 г. На работы 1933 г. было ассигновано 3 млн. р., на работы 1934 г. — 5,7 млн. р. и остальное — на работы 1935 г., переходящие частью второй очереди. 1933 г. был по существу годом подготовки к раз вертыванию строительства: ~ заготовка материалов, за броска их в районы работ, вербовка рабсилы, жилищ ное строительство, дорожное строительство и т. д. Особенно много сил и средств пришлось затратить на дорожное строительство, поскольку район работ, отстоя щий в 50—60 км от ст. Кивач, совершенно не имел связывающих его с нею путей сообщения. В проведении дороги принимал некоторое участие и местный леспромхоз, заинтересованный в облегчении вывозки леса из эксплоатируемых им лесосек. Однако перевозка сотен тонн грузов на автомобилях оказалась весьма дорогой и к тому же крайне медленной проце дурой, и Сунастрою пришлось прибегнуть к комби нированному методу перевозок: — по воде и по суше. По воде от Кондопоги до губы Кавасозера Сандал (50 км) и оттуда уже на Гирвас по суше (20 к и). Маршрут этот, хотя и удлинял на 20 км путь пере брасываемых грузов, зато ускорял и облегчал значи тельно доставку их на строительство, так как позволял перекидывать по воде единовременно на баржах и лодках десятки тонн грузов, после чего они уже грузовиками доставлялись в район работ, так что пробег грузовиков сокращался с 50 до 20 км. Затем пришлось обзавестись флотилией моторных ка теров, барж и лодок, для чего пришлось построить в Кон допоге собственную верфь. И, наконец, пришлось по строить в Кавас-губе пристань, материальный склад и дома для грузчиков и прочего, обслуживающего пристань и грузы, персонала. Все это дорожное и жилищное строи тельство пришлось производить опять-таки среди леса, в безлюдном районе, при остром недостатке рабочей силы. Одновременно нужно было вести жилищно-строительные работы и в Кондопоге, где было создано отделение управления Сунастроя, занятое приемкой и обработкой прибывающих на ст. Кивач грузов, вербовкой рабочих и т. п., а также на самом Гирвасе. На Гирвасе, помимо здания конторы Сунастроя, пришлось построить ряд ба раков для рабочих, два дома для ИТР по 8 квартир в каждом, материальные склады, столовую для рабочих гаражи, конюшни, погреб для взрывчатых веществ, по жарное депо и т. д. Объем жилищного и вспомога тельного строительства настолько велик, что немалую часть его пришлось перенести на 1934 г. (клуб, ряд новых домов и т. д.), при чем отдельные строения удастся закончить лишь в 1935 г. ■ ; '3$ • t А. ' Су настрой. Водопад Гирвас. Строительство временной гидростанции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz