Карело-Мурманский край. 1934, N7-8.

№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 Р а б о т ы п о д о в е д е н и ю м о щ н о с т и К о н д о п о ж ­ с к о й ГЭС д о 5 500 квт Основная работа по доведению действующей гидро­ станции до полной мощности (5500 квт) — присоеди­ нение реки Суны к озеру Палье — является в то же время основною работою по расширению Кондопожской ГЭС до 27500 квт, как то предусмотрено проектом строительства второй очереди. Этим самым объем необхо­ димого непредвиденного строительства, вызванного умень­ шением запаса воды в озере Сандал, облегчает и уско-' ряет значительно производство работ второй очереди, так как ряд гидротехнических сооружений, необходимых по плану работ второй очереди, будут возведены уже при предварительных работах и в схему работ второй очереди войдут уже частично полностью готовыми и частично требующими лишь соответствующей доделки. Эта последовательность и преемственность всех этих работ видна наглядно из следующего сопоставления: Р а б о т ы п о д о в е д е ­ н и ю м о щ н о с т и К о н ­ д о п о ж с к о й ГЭС д о 27 500 квт. 1. Устройство перемычки 1. Устройство плотины на на р. Суне выше водопада водопаде Гирвас для под- Гирвас для поднятия гори- нятия горизонта воды до зонта воды с 94,5 м до 102 м. 100,5 м. 2. Устройство на правом 2. Дальнейшие работы по берегу р. Суны возле дер. дамбам Ваган и Койкара. Койкара дамбы. 3. Сооружение дамбы 3. Устройство дамбы Ва- Новдозеро — Палье-озеро и ган. П алье-озеро—озеро Сандал. 4. Устройство водостока 4. Расчистка рек Нивки и водоспускного канала для и Тивдия. будущей Гирвасской пло- 5 Устройство Валазмин- тины. ского водохранилища. 5. Проводка водосброс- 6 Постройка станцион­ ного канала из р. Суны ного здания (для размеще- в Палье-озеро. ния 2 новы>с агрегатов и оборудования), отводящего канала, трубопровода и т. д. 7. Оборудование станции (монтажное и т. п. работы). Из приведенного перечня нетрудно уяснить, что умень­ шение запаса воды в озере Сандал имеет своими прак­ тическими последствиями в основном лишь то, что вместо того, чтобы сразу же приступить к поднятию горизонта воды с 94,5 до 102 м (это является основным содержа­ нием работ по расширению мощности Кондопожской станции до 27500 квт, он поднимается предварительно до 100,5 м, за счет чего достигается увеличение мощ­ ности действующей станции до 5500 квт, после чего уже переходят к дальнейшим работам по поднятию горизонта до 102 м. IV. Технический проект работ по присоединению р. С)ны к Палье-озеру был утвержден ЦЭС Главэнерго в мае 1933 г. Стоимость работ, необходимых для доведения мощности Кондопожской ГЭС до 5500 квт, была опре­ делена первоначально в 10 млн. р., а в дальнейшем, при уточнении проекта, выразилась в 12,2 млн. р. Для производства работ была создана специальная органи­ зация под наименованием „Сунастрой“ , приступившая к работам в 1933 г. Срок окончания основных работ установлен 1 декабря 1934 г. На работы 1933 г. было ассигновано 3 млн. р., на работы 1934 г. — 5,7 млн. р. и остальное — на работы 1935 г., переходящие частью второй очереди. 1933 г. был по существу годом подготовки к раз­ вертыванию строительства: ~ заготовка материалов, за­ броска их в районы работ, вербовка рабсилы, жилищ­ ное строительство, дорожное строительство и т. д. Особенно много сил и средств пришлось затратить на дорожное строительство, поскольку район работ, отстоя­ щий в 50—60 км от ст. Кивач, совершенно не имел связывающих его с нею путей сообщения. В проведении дороги принимал некоторое участие и местный леспромхоз, заинтересованный в облегчении вывозки леса из эксплоатируемых им лесосек. Однако перевозка сотен тонн грузов на автомобилях оказалась весьма дорогой и к тому же крайне медленной проце­ дурой, и Сунастрою пришлось прибегнуть к комби­ нированному методу перевозок: — по воде и по суше. По воде от Кондопоги до губы Кавасозера Сандал (50 км) и оттуда уже на Гирвас по суше (20 к и). Маршрут этот, хотя и удлинял на 20 км путь пере­ брасываемых грузов, зато ускорял и облегчал значи­ тельно доставку их на строительство, так как позволял перекидывать по воде единовременно на баржах и лодках десятки тонн грузов, после чего они уже грузовиками доставлялись в район работ, так что пробег грузовиков сокращался с 50 до 20 км. Затем пришлось обзавестись флотилией моторных ка­ теров, барж и лодок, для чего пришлось построить в Кон­ допоге собственную верфь. И, наконец, пришлось по­ строить в Кавас-губе пристань, материальный склад и дома для грузчиков и прочего, обслуживающего пристань и грузы, персонала. Все это дорожное и жилищное строи­ тельство пришлось производить опять-таки среди леса, в безлюдном районе, при остром недостатке рабочей силы. Одновременно нужно было вести жилищно-строительные работы и в Кондопоге, где было создано отделение управления Сунастроя, занятое приемкой и обработкой прибывающих на ст. Кивач грузов, вербовкой рабочих и т. п., а также на самом Гирвасе. На Гирвасе, помимо здания конторы Сунастроя, пришлось построить ряд ба­ раков для рабочих, два дома для ИТР по 8 квартир в каждом, материальные склады, столовую для рабочих гаражи, конюшни, погреб для взрывчатых веществ, по­ жарное депо и т. д. Объем жилищного и вспомога­ тельного строительства настолько велик, что немалую часть его пришлось перенести на 1934 г. (клуб, ряд новых домов и т. д.), при чем отдельные строения удастся закончить лишь в 1935 г. ■ ; '3$ • t А. ' Су настрой. Водопад Гирвас. Строительство временной гидростанции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz