Карело-Мурманский край. 1934, N7-8.

62 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7— 6 По Карелии и Мурману Промысловая хроника в Арктике За последнее время к 6epeiaM Мур- мана начала подходить значительными косяками сельдь. Сельдь —особо жир­ ная и крупная. Выходы промысловых судов в море на лов сельди дрифтер­ ными (плавными) сетями дали весьма хорошие результаты, достигая нередко 80—100 кг сельди на одну сетку дриф­ терного порядка. На Мурмане для ловли трески в те­ кущем году были широко применены ставные придонные тресковые сети с мелких промысловых парусно-мотор­ ных судов. Лов трески указанными се­ тями дал исключительно благоприятные результаты. Некоторые промысловые суда за один выезд в море добыли сетями по 5 и даже более тонн рыбы. Сетевой способ ловли трески ставными сетями привлекает общее внимание ры­ баков, как один из наиболее простых способов активизации Мурманского по­ бережья трескового лова. Промысловая эффективность ставных тресковых сетей, как показал последний опыт, значитель­ но выше ярусного лова. В районе Канина и острова Колгуева в текущем году для лова трески и пикши были применены с промысловых парус­ но-моторных судов снюреводы,— особой конструкции придонные, датские невода, предназначенные для больших глубин. Результаты использования снюреводов в Канинско Колгуевском мелководьи — весьма положительные, практически подтвердившие пхэлную возможность и необходимость внедрения снюреводов для трескового лова в нащих северных водах. Снюреводы являются огромным практическим сдвигом в деле рекон­ струкции нашего трескового лова. Пиндушская верфь деревянного судо­ строения Беломорско-Балтийского ком­ бината приступила к производству серии морских лихтеров (судов для перевозки лесных грузов). Выпущен и передан в эксплоатацию первый мощный лихтер грузоподъемностью в 1 800 т. Длина нового судна — 85 м, ширина— 13 л. В ближайшее время Пиндушская верфь приступит к закладке двух морских лихтеров, которые в отличие от первого, безмоторного, будут лихтерами-самохо­ дами. Грузоподъемность каждого из этих лихтеров запроектирована в 800 т. Пиндушская верфь уже выполнила го­ довой план судостроения, спустив на воду ряд судов общей грузоподъем­ ностью в 15000 т. В Мурманске Судостроительной верфью спущено на воду и иепытано вновь построенное морское парусно­ моторное зверобойное судно „Григорий Поспелов", предназначенное специально для плавания во льдах. Судно построено по типу зверобойного судна „Смольный" (постр-енн го в Норвегии) с некоторыми изменениями расположения жилых по­ мещений и пр. Длина судна — 112 ф, тоннчж— нетто до 75 регистр, тонн, двигатель - мотор Болиндера—в 200 сил. Корпус судна построен прекрасно, с хо­ рошим в !утр>.-нним креплением. По общему мнению специалистов судо­ строителей и зверобсев-капитанов, по- Прыжковые лыжи, изготовляемые лыжной фабрикой в Петрозаводске. Рядом с лыжами—технорук фабрики тов. Снельман стройка судна „Григорий Поспелов" во всех отношениях лучше норвежской постройки. В настоящее время Мурман­ ская судостроительная верфь строит еще два новых зверобойных судна та­ кого же типа, а в дальнейшем приступит к серийному их выпуску. В текущем году на Новую Землю была организована Морзверпромом специальная эьспедицив в составе двух судов для сбора на новоземельских ба­ зарах яиц кайры (морской гагарки). Заготовлено 350 000 яиц. Промысел пушного зверя за минув­ ший сезон на Новой Земле был весьма удачен: добыто свыше 1500 шт. белого песца. По побережью Новой Земли орга­ низовано много новых промысловых пунктов, в которых производится ши­ рокое строительство (жилые дома, амбу­ латории, школы). Промысловые пункты идут по всему западному берегу Новой Земли — от Карских ворот до мыса Же­ лания; несколько промысловых пунк­ тов оборудовано также по восточно­ му берегу Новой Земли (на Карской стороне). По сообщению норвежской печати, добыча гренландского тюленя норвеж- скях зверобойных судов за минувший промысловый сезон 1934 г. в Белом море выразилась в следующих цифрах: добыто гренландского тюленя 91 326 го­ лов, из которых молодою зверя — 68 658 голов, взрослого зверя—22 668 го­ лов. Кляпмуса (тюленя-}охлача) в рай­ оне западных льдов (осгров Ян-Манен и пр.) добыто норвежскими зверобойными судами — 42 558 голов. В промысле грен­ ландского тюленя и кляпмуса участво­ вало 94 норвежских зверобойных судна. По сообщению норвежской специаль­ ной промысловой печати, в Печенгском заливе заканчивается оборудование об­ ширного механизированного завода по обработке рыбной муки и, в частности, муки и жира из сельдей, за счет исполь­ зования рыбных запасов прилегающих морских районов. Пуск завода предпо­ лагался осенью текущего года. А. Ж Признаки золотоносной руды были обнаружены в прошлом году в восточ­ ной части Мурманского побережья. В связи с этим Карело-Мурманский ко­ митет при участии Главзолото органи­ зовал рекогносцировку, которая показала, что на всем протяжении полуострова имеется золотоносность. Признаки зо­ лота установлены также на реках Во­ роньей и Западной Лице. Изыскательская партия Беломорско- Балтийского комбината обнаружила в районе Пергубы, на берегу Онеж­ ского озера мощное месторождение доломитов. Произведенный обжиг пер­ вых проб показал, что пергубский до­ ломит можно успешно использовать в ка­ честве сырья для каустического доломита (производства фибролитовых плит и ксилолита) и воздушной магнезиальной извести. Jf Во время подготовительных работ к осушению площади совхоза „Инду­ стрия" была частично спущена вода Пинозера в Имандру. На освободив­ шейся площади обнаружены залежи диатомита мощностью в 6 тыс. кубо­ метров. В виду влажности диатомит может быть разрабатываем вручную. + Закончены геологические работы по разведке нового месторождения карель­ ского гранита в Оров-губе, на берегу Онежского озера. Запасы гранита исчи­ сляются в 8 млн. кубометров. Из закон­ ченного крупного карьера будет еже­ годно вырабатываться 10 000 кв. мет­ ров высококачественной облицовочной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz