Карело-Мурманский край. 1934, N7-8.

№ 7— 8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 55 Разведчик науки (К 50-му рейсу „Персея” ) повествует Карта Белого, Баренцова, Северного, Поляр­ ного и Карского моря покрыта густой сетью зе­ леных, красных, черных, желтых, фиолетовых, оран­ жевых линий. Причудливо переплетаясь между собой, линии соединяют Мурманский берег и Шпицберген, Северную землю и о. Моржовец, Мотовский залив и Карское море, Новую землю и Канин, побережье Норвегии и Поной, Кильдин и о. Надежды. Сорок девять изломанных линий всеми цветами и оттенками раду(и играют на карте. Четыре моря покрыты густой разноцвет­ ной сетью. Профессор без труда читает карту, рассеивая загадочность разноцветной се 1 ки. Ведя палец под зигзагообразной огненной кривой, профессор говорит: — Вот первый рейс... — А вот второй, третий, тридцатый, — про­ должает он, поочередно перебирая зеленую, жел­ тую и черную линии. Рука его задерживается на фиолетовой диагонали. — Это мой рейс... Ученый перебирает все 49 рейсов, о. которых чудесная карта. — Все это сделал старик „Персей", избороздивший север­ ные моря... „Персей"—первое советское научно-исследовательское судно. Богата и содержательна биогрдфия его. Незадолго до войны 1914 года северный'рыбопромышлен- ник Еиимах Могучий заложил это судно на стапелях архан­ гельской верфи. Когда были положены еще первые ранго­ уты, Епимах уже предвкушал будущие прибыли, которые даст ему новое, мощное, для своего времени, деревянное судно Разгоралась война, а затем пришла революция. Она смела и Епимаха Могучего, и мечты о прибылях. Судно осталось недостроенным. Страна была окружена кольцом врагов. Добивая остатки белых банд и десанты интервентов, пролетариат восстанавли­ вал хозяйство страны. Уже составлялся план первой со­ ветской научно-исследовательской экспедиции в северные моря. Но на чем плыть? Сотрудники Московского Плавморнина вспомнили о дере­ вянном судне, не достроенном Епимахом Могучим. В 1922 году на стапелях Архангельской верфи вновь застучали молотки плотников. Верфь ожила Строить было не легко. Одно за другим вставали препят­ ствия: то плотники отказывались работать из-за нехватки продовольствия, то не было материалов. Но большевики-ученые не сдавались. Они отдавали свои скудные пайки сезонникам поморам, неутомимо выискивали недостающие части. „Персей" собирался из кусочков. При­ боры для судна взяли с броненосца „Чесма", машину — с за­ тонувшего буксира. Владимир Ильич, придававший большое значение на­ учным работам, находил время для того, чтобы поинтере­ соваться ходом достройки первого советского экспедицион­ ного судна. Уже ряд лет борозДит „Персей" воды северных морей. Он сделал 49 рейсов и справляет праздник возвращения из юбилейного пятидесятого рейса. „Персеевцы" заслужили свой праздник. К пятидесятому рейсу цаучно-исстедоватгльского судна „ПэрсеЧ",- Протяженность всех рейсов, сделанных „Персеем", соста­ вляет более 100 тысяч миль. На протяжении всех этих рей­ сов судно сделало 2600 станций. В 2600 точках взяты иробы воды на соленость, температуру, присутствие планктона, ха­ рактер донных отложений. Эти 2600 проб дают возможность ученым следить за режимом морей и изучать неисследован­ ные участки. Вся деятельность „Персея0 является продолжением работ экспедиции проф. Книповича, проведенной еще в 1898—1906 г. „Персей" исследует малоизученные и совсем неизучен­ ные районы морей и наблюдает за изменениями в известных районах. Для этой цели он регулярно совершает рейсы по Кольскому меридиану, к берегам Норвегии, к о. Медвежьему на северную и южную оконечности Шпицбергена. В результате работ „Персея" наука располагает полной картой Баренцова моря и имеет представление о его гидро­ логическом режиме, о балансе его вод, о взаимоотношении между арктическими водами и отдельными струями Атлан­ тического океана. Иностранная печать и виднейшие авторитеты нашей науки отмечают огромную ценность материалов, собранных „Персеем". Материалы двух предпоследних рейсов этого судна были использованы центральным управлением гидро-метеорологи- ческой службы Союза и дали возможность за 10 дней впе­ ред предсказать осадки по Союзу. • Большая часть работ по второму Международному По­ лярному году (МПГ) проведена Советским Союзом. „Персей* был одним из основных участников 2 МПГ, сде­ лав 6 рейсов по его программе. В 1933 году, благодаря исклю­ чительной работе „Персея", программа 2 МПГ по-Баренцову и Гренландскому морям была выполнена полностью. Старик „Персей" работал за дг.оих: другой участник 2 МПГ — судно „Книпович" потерпело аварию. „Персей" — разведчик науки. Он помогает налаживать зверобойный и рыбный промыслы, он определяет возможно­ сти и условия плавания наших судов в восточной части Ве­ ликого Северного пути. „Персея" нетрудно отличить от других судов по дере­ вянному корпусу, по сверкающим белизной палубным над­ стройкам, по трубе, обвитой широкой голубой лентой с рос­ сыпью звезд.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz