Карело-Мурманский край. 1934, N7-8.
№ 7— 8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 55 Разведчик науки (К 50-му рейсу „Персея” ) повествует Карта Белого, Баренцова, Северного, Поляр ного и Карского моря покрыта густой сетью зе леных, красных, черных, желтых, фиолетовых, оран жевых линий. Причудливо переплетаясь между собой, линии соединяют Мурманский берег и Шпицберген, Северную землю и о. Моржовец, Мотовский залив и Карское море, Новую землю и Канин, побережье Норвегии и Поной, Кильдин и о. Надежды. Сорок девять изломанных линий всеми цветами и оттенками раду(и играют на карте. Четыре моря покрыты густой разноцвет ной сетью. Профессор без труда читает карту, рассеивая загадочность разноцветной се 1 ки. Ведя палец под зигзагообразной огненной кривой, профессор говорит: — Вот первый рейс... — А вот второй, третий, тридцатый, — про должает он, поочередно перебирая зеленую, жел тую и черную линии. Рука его задерживается на фиолетовой диагонали. — Это мой рейс... Ученый перебирает все 49 рейсов, о. которых чудесная карта. — Все это сделал старик „Персей", избороздивший север ные моря... „Персей"—первое советское научно-исследовательское судно. Богата и содержательна биогрдфия его. Незадолго до войны 1914 года северный'рыбопромышлен- ник Еиимах Могучий заложил это судно на стапелях архан гельской верфи. Когда были положены еще первые ранго уты, Епимах уже предвкушал будущие прибыли, которые даст ему новое, мощное, для своего времени, деревянное судно Разгоралась война, а затем пришла революция. Она смела и Епимаха Могучего, и мечты о прибылях. Судно осталось недостроенным. Страна была окружена кольцом врагов. Добивая остатки белых банд и десанты интервентов, пролетариат восстанавли вал хозяйство страны. Уже составлялся план первой со ветской научно-исследовательской экспедиции в северные моря. Но на чем плыть? Сотрудники Московского Плавморнина вспомнили о дере вянном судне, не достроенном Епимахом Могучим. В 1922 году на стапелях Архангельской верфи вновь застучали молотки плотников. Верфь ожила Строить было не легко. Одно за другим вставали препят ствия: то плотники отказывались работать из-за нехватки продовольствия, то не было материалов. Но большевики-ученые не сдавались. Они отдавали свои скудные пайки сезонникам поморам, неутомимо выискивали недостающие части. „Персей" собирался из кусочков. При боры для судна взяли с броненосца „Чесма", машину — с за тонувшего буксира. Владимир Ильич, придававший большое значение на учным работам, находил время для того, чтобы поинтере соваться ходом достройки первого советского экспедицион ного судна. Уже ряд лет борозДит „Персей" воды северных морей. Он сделал 49 рейсов и справляет праздник возвращения из юбилейного пятидесятого рейса. „Персеевцы" заслужили свой праздник. К пятидесятому рейсу цаучно-исстедоватгльского судна „ПэрсеЧ",- Протяженность всех рейсов, сделанных „Персеем", соста вляет более 100 тысяч миль. На протяжении всех этих рей сов судно сделало 2600 станций. В 2600 точках взяты иробы воды на соленость, температуру, присутствие планктона, ха рактер донных отложений. Эти 2600 проб дают возможность ученым следить за режимом морей и изучать неисследован ные участки. Вся деятельность „Персея0 является продолжением работ экспедиции проф. Книповича, проведенной еще в 1898—1906 г. „Персей" исследует малоизученные и совсем неизучен ные районы морей и наблюдает за изменениями в известных районах. Для этой цели он регулярно совершает рейсы по Кольскому меридиану, к берегам Норвегии, к о. Медвежьему на северную и южную оконечности Шпицбергена. В результате работ „Персея" наука располагает полной картой Баренцова моря и имеет представление о его гидро логическом режиме, о балансе его вод, о взаимоотношении между арктическими водами и отдельными струями Атлан тического океана. Иностранная печать и виднейшие авторитеты нашей науки отмечают огромную ценность материалов, собранных „Персеем". Материалы двух предпоследних рейсов этого судна были использованы центральным управлением гидро-метеорологи- ческой службы Союза и дали возможность за 10 дней впе ред предсказать осадки по Союзу. • Большая часть работ по второму Международному По лярному году (МПГ) проведена Советским Союзом. „Персей* был одним из основных участников 2 МПГ, сде лав 6 рейсов по его программе. В 1933 году, благодаря исклю чительной работе „Персея", программа 2 МПГ по-Баренцову и Гренландскому морям была выполнена полностью. Старик „Персей" работал за дг.оих: другой участник 2 МПГ — судно „Книпович" потерпело аварию. „Персей" — разведчик науки. Он помогает налаживать зверобойный и рыбный промыслы, он определяет возможно сти и условия плавания наших судов в восточной части Ве ликого Северного пути. „Персея" нетрудно отличить от других судов по дере вянному корпусу, по сверкающим белизной палубным над стройкам, по трубе, обвитой широкой голубой лентой с рос сыпью звезд.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz