Карело-Мурманский край. 1934, N7-8.

54 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 Мы видим, какое громадное значение имеет освоение энергии ветра для растущего народного хозяйства Ка- рело Мурманского края. В журнальной статье мы имели возможность коснуться лишь наиболее интересных и ак­ туальных проблем, которые в той или иной степени уже практически проверены в других районах Союза, где энергетический голод менее ощутим, чем на Севере. Од­ нако, до сего времени проблема ветроиспользования в крае с весьма интенсивным ветровым режимом почти не начата не только практическим осуществлением, но даже и организационным оформлением. В ряде республик и областей Союза этим вопросом занимаются местные организации, которые, заключая со­ глашения о технической помощи с ЦВЭИ, в тесном де­ ловом контакте с последним разрабатывают вопросы использования гнергии ветра в условиях своего хозяй­ ства. Так, в Саратовском крае имеется специальная ячейка по ветроиспользованию при крайкоме партии и Институте механизации сел. хозяйства им. Калинина. Краевые организации выделяют специальное предприятие для постройки интересующих их типов ветродвигателей и даже входят с ходатайством в правительственные ор­ ганы Союза о постройке близ Саратова нового большого завода ветродвигателей оросительного типа. В Белорусской и Крымской республиках, в Донецкой области вопросы ветроиспользования разрабатываются в энергосекторах плановых комиссий. С Карело-Мурманским краем ЦВЭИ до сего времени связи не имеет, кроме отдельных индивидуальных обра­ щений некоторых хозяйственных организаций, которые стремятся применить ветродвигатель лишь в узких усло­ виях своего хозяйства. . Край же имеет все данные и возможности для освое­ ния энергии ветра и даже постройки отдельных ветро­ двигателей для удовлетворения первоочередных нужд сво­ его хозяйства. Новый мощный судоремонтный завод в Мурманске имеет полную возможность построить для края не один десяток ветродвигателей без ущерба для своей основной программы, так как практика эксплоатации судоремонтных предприятий показывает, что кривая их загрузки носит сезонный характер, понижаясь в летнее время. В этот период, при желании и умелой орга­ низации дела, вполне возможно переключить частично освободившееся оборудование и рабочую силу на про­ изводство ветродвигателей, быстрое освоение техноло­ гического процесса которых не представляет особых трудностей. Мы вынуждены останавливаться на вопросе производ­ ства ветродвигателей на местных предприятиях лишь потому, что до сего времени в Союзе не имеется специ­ альной промышленной базы для построения столь ну­ жной машины. Мы сумели создать свои оригинальные типы ветро­ двигателей, но никак не можем обеспечить их планомер­ ного производства. Отдельные небольшие серии их ЦВЭИ вынужден изготовлять на различных, подчас мало при­ способленных для этой цели, заводах Союза, что ведет к распылению технических сил Института и к удорожа­ нию машины. Это положение ненормально. В дальнейшем нужны промышленная и сбытовая базы для ветродвигателей, и заинтересованные организации должны помочь создать ее. Мы имеем специальный завод „Пресс" в Серпухове для производства технической игрушки, но у нас нет еще предприятия для построения столь необходимой машины, как ветродвигатель. Мы особенно заостряем этот вопрос, который в бли­ жайшее время общими условиями всех заинтересованных организаций должен быть решен в положительном смы­ сле, и тогда народное хозяйство Союза получит каче­ ственный и дешевый ветродвигитель отечественного про­ изводства. А. Кармишин. Предложение инженера А. Кармищина начинает у нас осуществляться. По последним сведениям, опубликованным уже после сдачи автором этой статьи в печать, в разных концах нашего Союза, на крайнем севере и на юге (в Азербай­ джане и в Крыму), уже приступили к использованию ветра. В „Известиях ЦИК СССР" 20 ноября инженер А Макаревский сообщил, что упоминаемый в статье ст. инженера ЦВЭИ А. Кармашина ветродвигатель, отправленный на мыс Челюскин, уже вступил в эксплоатацию Наблюдения в первые дни после установки ветродвигателя „показали хорошую регулируемость, позволяющую ему работать для освещения без буферной батареи". Одновременно пришли 21 ноября телеграфные сообщения из Баку о том, что бакинский горсовет и Азербайджанское отделение Закавказского филиала Академии Наук СССР наметили в 1935 году установить на Апшеронском полуострове несколько ветродвигателей. В Крыму, по сообщению „Красной Газеты*, специальная комиссия Академии Наук СССР определила построить в 1935 году гигантскую ветросильную электростанцию мощностью в 10.000 киловатт на горе Ай-Петри. Ред.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz