Карело-Мурманский край. 1934, N7-8.

№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 53 Принимая годовые расходы по эксплоатации описан­ ного ветроэлектрического аггрегата в сумме около 4 5 5 0 руб., включая ремонт, аммортизацию, расходы на смазку и обслуживающий персонал, получим себестои­ мость одного кет / час. равной около 9 коп. Этот тип ветродвигателя может быть использован для тех же целей, что и вышеописанный ветродвигатель ДВЭИ D-8 м, конечно, с большей эффективностью, так как отдаваемая им мощность при соответствующей ско­ рости ветра значительно выше. Новая система регулирования была подвергнута дли­ тельному испытанию на опытной вышке ветросиловой, лаборатории и на полигоне ЦВЭИ и показала свои хо­ рошие качества. В настоящее время изготовлены пробные экземпляры ветродвигателей с диаметром ветрового колеса D-8 м и с регулированием поворотом конца лопасти, из которых один отправлен с ледоколом „Сибиряков" на мыс Челю­ скина для силового обслуживания зимовки ГУСМП, а дру­ гой работает на освещении опытного полигона ЦВЭИ в Москве при ст. Лихоборы Окружной ж. д. (рис. 4). Второй генеральной линией ветросиловой проблемы в условиях края является работа мощных ветроэлектри­ ческих станций с гидравлическим аккумулированием энер­ гии. Схема такой комбинированной станции заключается в том, что ветродвигатель в периоды сильного ветра (более 9— 10 -и/сек.) часть своей мощности расходует на качание воды из какого-либо водоема в выше лежа­ щее водохранилище, являющееся гидроаккумулятором. В штилевое время, когда ветродвигатель работать не может, включается гидростанция, расположенная у ни­ жнего водоема (рис. 2). При определенной емкости гидро- аккумулятора потребитель всегда будет обеспечен электро­ энергией от ветра по твердому графику. Для Карело-Мурманского края эта проблема вполне актуальна, экономически целесообразна и наиболее легко осуществима, если принять во внимание наличие боль­ шого числа рек, озер и береговой полосы океана, могу­ щих выполнять роль нижнего водоема; пересеченный же рельф местности облегчает подыскание естественного или сооружение искуственного водохранилища для гидрэ- аккумулятора. Включение и выключение, по мере надобности, тур­ бины или ветродвигателя можно автоматизировать, что поведет к сокращению обслуживающего персонала и уточнит работу аггрегата. Последние же достижения в области построения центр Нежных насосов, обеспечи­ вающие их работу турбиной при поступлении воды с определенным напором в обратном направлении, позво­ ляет значительно упростить схему станции и удешевить стоимость отпускаемого ею кет /часа электроэнергии. Целесообразность и экономичность устройства гидро­ аккумуляторов подтверждается заграничной практикой. Так, согласно литературных данных в Германии име­ ется до десяти гидроаккумуляторов при гидростанциях, установленных на реках с резко-меняющимся расходом воды, емкость которых в отдельных случаях достигает нескольких десятков тысяч киловатт при напорах в 200—500 м. Весьма интересна для Карело-Мурманского края про­ блема работы мощных ветродвигателей параллельно с гидростанциями на общую сеть. Зимой нормальная ра­ бота последних затрудняется из-за недостатка воды; ветровой же режим края в этот период наиболее интен­ сивен и постоянен, а потребность в электроэнергии в хо­ лодное и темное время года значительно возрастает. Таким образом, параллельное использование воды и ветра по этой схеме весьма хорошо согласуется с го­ довым графиком бытового и промышленного потребле­ ния электроэнергии. Возможна еще одна схема использования энергии „го­ лубого угля“ в условиях пересеченного рельефа Карело- Мурманского края. Анемографические исследования по­ казали, что в холмистых местностях, на отдельных воз­ вышенных пунктах скорости ветра в данный момент времени различны, и если в данном месте штиль или слабый ветер, то в другом, удаленном от него на то или иное расстояние, может быть ветер значительной силы. Исходя из этого, можно так скомбинировать работу ряда ветроэлектрических аггрегатов, работающих на само­ стоятельную кольцевую сеть, что в определенном пункте мы всегда будем иметь ток той или иной мощности исключительно от ветра. Такой ветроэлектрический много- аггрегатный комбинат не потребует никакого посторон­ него резерва и аккумуляции. Для этих целей ЦВЭИ спроектировал мощный тип ветродвигателя с диаметром ветрового колеса D-30 м, который предназначается на работу с электрическим ге­ нератором переменного тока мощностью в 100 кет (Рис. 8). Опытный экземпляр этого типа двигателя был построен Севастопольским Морским Заводом и пущен в эксплоа- тацию 1-го мая 1931 г. на параллельную работу с теп­ ловой станцией района. Этот, пока величайший в мире, ветродвигатель уста­ новленный на одной из возвышенностей близ г. Бала­ клавы, своей работой доказал возможность получения от ветра электроэнергии высокой мощности и подтвердил ряд технических расчетов, многие из которых применя­ лись впервые работниками института. Таблица 7 дает мощность ветродвигателя ЦВЭИ D-ЗОл* в зависимости от скорости ветра. Таблица 7 Скорость ветра V .м/сек 5 6 7 8 9 10 Мощность на ветро­ вом колесе в л. с. . 22 38 * 59 90 129 177 . ! Рис, 9. Общий вид мощного электродвигателя ЦВЭИ D—30 мет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz