Карело-Мурманский край. 1934, N7-8.

52 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 Рис. 8. Ветроэлектрическая станция с гидроаккумулятором. Так, Кильдинский йодный завод считает возможным применить ветродвигатели для обслуживания механи­ ческих самотасок морских водорослей, выбрасываемых на берег морским прибоем. При этом максимальное ско­ пление водорослей на берегу наблюдается во время боль­ ших волн, что в свою очередь бывает при сильном ветре. Здесь опять необходимость интенсивной работы ветро­ двигателя хорошо совпадает с режимом ветра, что обес­ печивает высокую производительность аггрегата. Освещение печей для сжигания водорослей, а также их отопление может быть осуществлено электроэнергией, полученной от ветра. В рыболовном хозяйстве края, развитом на побережьи Ледовитого океана и на многочисленных внутренних е о - доемах, ветродвигатель может быть применен для за ­ рядки аккумуляторов специальных электрифицированных ботов, которые должны получить большое распростране­ ние в целях экономии дефицитного жидкого топлива, столь необходимого для других народохозяйственных це­ лей. В лесной промышленности ветродвигатель можно ис­ пользовать для силового обслуживания небольших перед­ вижных лесопильных установок. По данным участника лесо­ экономического обследования Д. К. Никонова, в одной лишь бывшей Ярославской губернии еще в 1926 г. име­ лось 126 таких заводиков, приводимых в движение ветро­ двигателями. При этом в ветренные дни бригада рабочих производит распиловку бревен, а во время затишья за­ готовляет и подвозит лесной материал. Идя навстречу растущему хозяйству края, которое на­ чинает предъявлять спрос на силовые аггрегаты все боль­ шей мощности, ЦВЭИ спроектировал по заданию Коми­ тета Севера специальный тип ветроэлектрической стан­ ции. Ветровое колесо этого двигателя диаметром D12 м со­ стоит из трех лопастей, аэродинамически правильной формы. При этом лопасть на 2/3 своей длины жестко закрепляется на махе, и лишь ее наружная регь может поворачиваться на его конце при помощи небольшого стабилизатора так, как это происходит со всем крылом у ветродвитателя ЦВЭИ D 8л . При испытаниях выяснилось, что равномерность вращения и коэффициент использования энергии ветра крыльев не ниже, чем у двигателя с чисто стабилизаторными лопастями. Кон­ структивное же оформление всей машины в целом получаёгся компактнее и изящнее, а вес ьиачигельно ниже. Так, вес вет­ рового колеса у ветродвигателя ЦВЭИ D 8 м с чисто стаби­ лизаторными лопастями составляет 988 кг, а такое же колесо с поворотом конца крыльев весит всего 488 кг. Естественно, что уменьшение веса ветрового колеса влечет за собой по­ нижение веса всего аггрегата. Конструктивное исполнение остальных частей новой ма­ шины осуществлено по вышеописанной схеме ветродвигателя ЦВЭИ D 8 м стабилизаторного типа. Энергоотдел ЦВЭИ разработал специальную электрическую схему этой изолированной ветроэлектрической станции, со­ стоящей из двух ветросиловых аггрегатов. По_ схеме освети­ тельная и оюпительная нагрузки делятся пополам и, в слу­ чае внезапного отключения одното из ветродвигателей, авто­ маты выключают отопление, предохраняя этим от перегрузки второй аггрегат. Отключается отепление и в случае падения скорости ветра, когда мощности обоих ветродвигателей хва­ тает лишь на питание освещения. Никакого аккумулирования энергии схемой не предусмотрено, так как станция предназна­ чается для районов, имеющих интенсивный ветровой режим с минимальным количеством штилевого времени. Пять опьпных установок в настоящее время изготовляется на заводах для энерюобслуживания культбаз Комитета Се­ вера. Ввиду того, что описанный ветросиловой аггрегат пред­ ставляет несомненный интерес для Карело-Мурманского края, приведем ниже его конструктивные и эксплоатационные по­ казатели: Диаметр ветрового колеса ...................... Число оборотов ветрового колеса . . . . „ „ вертикального вала . . . „ генератора типа HN-180 Напряжение тока на клеммах генератора Сила тока генератора ............................. Коэф. полезн. действия мех. передачи . генератора .Коэф. использов. энергии ветра (Ксита) Отклонение равномерности вращения . . Высота металлич. башни.......................... Нес ветродвигателя с бани е й ............... Цена ветродвигателя при серийном про изводстве ................................................ Цена ветроэлектрическ. установки . . . D—12 м пк— 60 в мин. пв— 180 „ пг—1400 „ 115 вольт 14 амп. ?]м—0,7 т,г—0,85 £—0,34 ± 2 % Н—12 м 5 471 кг ' 12 0С0 руб. 18 390 „ Мощность ветродвигателя в зависимости от скорости ветра дается таблицей 5. Таблица 5 Скорссть ветра V м/сек. 4 5 '- 6 7 8 Мощность на глав, валу в лош. сил........................ 2,3 4,4 7,5 12,0 18,0 Таблица 6 дает выработку по месяцам электроэнергии в квт., час. одним ветродвигателем ЦВЭИ D-12 м для местно­ стей с среднегодовой скоростью ветра 7 м / сек. Таблица 6 Месяца J I 11 III IV V VI VII VIII IX X XI XII Выработка электроэнергии в квт./ч..................... 3 544 4192 4 624 4 624 4 624 2 971 3 550 4 099 3550 4 624 4 624 5 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz