Карело-Мурманский край. 1934, N7-8.

50 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ М> 7—8 Так, среднегодовая скорость ветра для Москвы за период наблюдения в течение ряда лет не превышает 4 м сек. Таблица 2. СО Š X<DS S ЕГ Яя03^ Е о Средче-месячя. скорость ветра v мет/сек. III IV Москва 4,35 I I 4,59 4,39 4,19 V VI 3,83 3,26 VII VIII >Х XI Xli 2,90 3,18 3,65 4,02 4,564,27 3,93 Наибольшие скорости ветра наблюдаются в прибреж­ ных районах Ледовитого и Тихого океанов, Байкала, Черного и Каспийского морей. В глубине материка к рай­ онам с сравнительно сильными ветрами нужно отнести полузасушливые области Средней и Нижней Волги, а также Казакстана. В таблице 3 приведены скорости ветра согласно дан­ ных многолетних наблюдений на некоторых метрологи­ ческих станциях края, которые для окружающих их ме­ стностей оказываются несколько преуменьшенными, что показали последние исследования Бюро ветрового када­ стра ГГФИ, произведенные при составлении атласа энерго- рессурсов СССР. Приведенные в таблице величины характеризуют скорости ветра в пунктах установки флю­ геров (рис. 1) на метеорологических станциях, распо­ ложенных по большей части среди селений. Кроме того, большинство приборов’ помещаясь на высоте 1— 1,5 м над коньком крыши здания станции или близ него, обычно затенены окружающими постройками и деревьями, а по­ этому дают пониженные показания, соответствующее частному случаю установки. Как правило, скорость ветра, замеренная в открытом поле, имеет большую величину, чем то дает станция, находящаяся в ближайшем селе­ нии. На величину измеряемой скорости ветра в некото­ рой степени влияет высота установки флюгера над по­ верхностью земли, которая у большинства станций не превращает 10— 11 м, в то время, как современные типы ветродвигателей средней мощности имеют центр ветро­ вого колеса на высоте окело 15 л ; скорость же ветра на этом уровне будет несколько больше, так как она возрастает по мере удаления от поверхности земли. Таблица 3 Наименование станции Высота над' уровн.моря в м Суммарный поправоч­ ный коэф. С р е д н е м е с я ч н а я с к о р О с 1 ь в е т р а V м] сек. Средняя за j год V м/ сек. I 11 111 VI V VI VII VIII IX X XI XII Вайда-Губа . . в 12 1,19 7Д 7,3 6,4 5,8 5,3 4,6 4,1 4,3 5,3 7,0 7,3 7,2 5.8 Цип-Наволок . . 24 1,14 6,1 5,9 5,9 5,0 4,8 4,6 4,1 4,0 4,6 5.6 5,6 5,8 5,2 Имандра . . . . 130 1,17 3,8 3,8 3,8 4,2 4,4 4,8 4,8 4,5 4,6 4,5 4,0 3,8 4,3 Харловка . . . . 12 1 20 9,2 9,2 9,1 7,4 6,5 5,7 4,6 5,4 6,8 8,0 8,6 9,0 7,4 Святой Нос . . . 80 ' 1,23 9,4 9,2 8,3 7,1 6,2 5,9 4,6 5,1 6,6 8.1 9,2 9,4 7,5 К о в д а ................. 9 1,20 3,2 3,3 3,7 3,5 3,4 3,8 3,8 4,1 4,7 4,6 4,4 3,9 3,9 Соловецкий остр. 14 0,99 6,3 6,0 6,9 5,5 5,7 6,0 4,9 5,1 6,4 7,0 7,7 6,5 6,1 Поной .................. 10 1,18 4,9 5,0 4,9 3,8 4,5 4,8 4,6 4,2 4,7 4,4 6,5 5,2 4.6 Сосновецкий маяк 15 1.10 8,1 7,6 6,5 6,0 6,1 6,9 6,2 6 ,1 7,1 8,7 9,4 8,8 7,3 Петрозаводск . 79 1,22 5,2 4,8 5,0 4,4 4,4 4,2 4,0 4,3 5,4 5,0 5,3 4,9 4,8 В таблице 3 поэтому имеется специальная графа по­ правочных коэффициентов, на которые нужно помножить соответствующие значения скоростей ветра таблицы, чтобы получить их действительные величины. Эти коэф- фиценты включают поправки на качество и высоту уста­ новки флюгера и имеют весьма большое значение при определении выработки и экономичности ветросилового аггрегата, так как мощность последнего пропорциональна третьей степени скорости ветра. Средний поправочный коэффициент для большинства метеорологических станций Карело-Мурманского края равен 1,2, а поэтому его нужно отнести к местностям, имеющим средне-годовую скорость ветра не ниже 5 м сек. Рассматривая таблицу, мы видим, что периоды с мак­ симальными скоростями ветра приходятся как раз на темное и наиболее холодное время года. Это обстоятель­ ство открывает широкие перспективы в использовании энергии ветра для целей освещения и электроотопления населенных пунктов края, так как природный закон рас­ пределения энергетических рессурсов ветра удачно совпа­ дает с кривой бытового потребления электроэнергии. Ледяные потоки арктических воздушных течений могут быть источником дешевого отопления и освещения, так необходимого в течение многосуточных ночей Севера. Интенсивный ветровой режим и метеорологические условия Севера накладывают ряд специальных требова­ ний на ветросиловые аггрегаты, которым в большинстве случаев приходится работать в отдаленных пунктах с силь­ ными ветрами, часто переходящими в шторм большой силы, что требует особой прочности и надежности кон­ струкции, так как всякий, даже мелкий, ремонт не только физически трудно осуществим, но и чреват большими последствиями из-за вызванного перебоя в электроснаб­ жении. Регулирование числа оборотов двигателя должно быть весьма надежным и по возможности простым. Все тру­ щиеся части меканизмов должны быть тщательно Закрыты, иначе гололед и снежные бураны могут повести к не­ желательной порче аггрегата или лишить возможности его быстрого пуска в работу. Отдельные части и детали двигателя не должны быть слишком громоздкими и тяжелыми, иначе их транспор­ тировка к месту установки, будет слишком затрудни­ тельна, а в некоторых случаях в условиях бездорожья края — просто невозможна. Современные быстроходные ветряные двигатели, спро­ ектированные Центральным Ветро-Энергитическим Инсти­ тутом (ЦВЭИ) во многом удовлетворяют этим требова­ ниям, что доказано успешной работой нескольких образ­ цов в условиях Севера и Арктики. Так, летом 1933 г. для работы на осветительную и отопительную нагрузку ЦВЭИ установил первый в крае

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz