Карело-Мурманский край. 1934, N7-8.

48 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 ,.Голубой уголь" Карело-Мурманского края Проблема использования энергии ве­ тра в Карело-Мурманском крае не пре­ тендует на исключительное, самостоя­ тельное положение, но ее значение в общем комплексе освоения энергорессур­ сов должно занять не последнее место, если принять во внимание интенсивный ветровой режим края и последние дости­ жения в области построения современных ветродвигателей. Основное ценное качество „голубого угля", это то, что на его добычу и транспорт не требуется затрат, чем он выгодно отличается от большинства других источников энергии. Движение воздуха наблюдается везде и будет происхо­ дить до тех пор, пока не потухнет солнце. Запасы этой Херсонский за в о д им. П етро в­ ского вы пустил по за к а зу Коми­ т е та С евера п ервы й в е тр о д в и га ­ тель мощностью в 8 лош адиных сил, сп еци ально п рисп особлен ­ ный ^ у с л о в и я м р аб о ты в Аркти­ ке. В ближ айш ие дни буд ет вы ­ п ущ ена п ер вая п артия таки х д ви - гателей . („И звестия ЦИК СССР“). -И) АН А Рис. 1. Диаграмма колебания скорости ветра в сутки. неиссякаемой, беспрерывно и полностью возобновляемой энергии огромны, так как на ее образование идет около 6% солнечной энергии, достигающей поверхности земли, в то время, как растения запасают в виде топлива лишь 0,03% . Таблица 1 дает сводку энергорессурсов СССР по состоянию учета на 1 января 1932 г., из которой ясно видно, что энергия ветра занимает первое место. Если же принять во внимание, что 3/ 5 ее количества пребы­ вает над безбрежными пространствами наших северных окраин, то будет понятно, какое огромное значение должен иметь „голубой уголь“ в деле хозяйственного освоения этих областей, хранящих в своих нелрах огром­ ные сырьевые богатства, которые должны быть и будут вкдрчены в социалистическое строительство. Таблица I Количессво И к итогу Виды энергорессурсов условного топлива по уел. то­ млн. тонн пливу к» В е т е р ................................... 2 700000 71.1 Ископаемые угли 880 663 23,2 Нефть . ............................... 4 606 0 ,12 2 Горючие газы . . . . 673 0,018 С л а н ц ы .............................. 5 942 0,156 Дрова .............................. 19 320 0,50 Торф .............................. 30 461 0,804 155 423 4,10 В с е г о . . . 3 797 097 • 100 Однако, из огромных запасов этого вида энергии, на которую человечество обратило внимание еще в древнейшие времена и которую начало использовать при помощи ветродвигателей с 634 г. нашего летоисчисления, освоено в на­ стоящее время лишь 0,02% . Причина этого заключается в ряде отрицатель­ ных факторов, свойственных ветру и затрудняющих его техническое использование. Прежде всего энергия ветра крайне непостоянна по силе, меняясь беспрерывно на протяжении года, месяца, дня и даже минуты; так, были зарегистрированы в те­ чение двух минут пульсации ветра, отличающиеся по интенсивности друг от друга в 121 раз. Однако, кроме этих мгновенных 4—U—г---, пульсаций, не имеющих особо боль­ шого практического значения, суще­ ствуют вполне определенные годовые, месячные и суточные периоды раз­ ных скоростей ветра, которые уже влияют на величину отдаваемой вет­ родвигателем мощности за рассматри­ ваемый промежуток времени, не до­ пуская работу на постоянном, желае­ мом графике нагрузки. • Другим недостатком энергии вет­ ра является то, что она слабо кон­ центрирована и слишком рассеяна, а поэтому двигатель, ее использующий, должен иметь относительно большой и совершенный рабочий орган, на ко­ торый непосредственно воздействует воздушный поток. Эги две основные причины в значительной степени за- . держали развитие и внедрение ветродвигателя в хозяй­ ственную жизнь человечества, и поэтому еще 50 лет тому назад он конструктивно мало отличался от тех образцов, которые существовали сотни лет назад. Прежний общеизвестный тип крестьянского ветряка, из-за аэродинамического и технического несовершенства своего ветрового колеса, полезно использовал лишь не­ значительную часть энергии воздушного потока, прохо­ дящего через ометаемую крыльями площадь, т. е., как говорят, ^работал с чрезвычайно низким коэффициентом использования энергии ветра, равным всего 0,15— 0,20, в то время, как у современных ветродвигателей этот коэффциент достигает 0,40. Характерно, что наивысший, только теоретически воз­ можный коэффициент использования энергии ветра ра­ вен 0,592, как это доказал теоретик современного ветро­ двигателя проф. Н. Е. Жуковский. Аэродинамическое несовершенство крестьянского ве­ тряка, работа с низким коэффициентом использования энергии ветра, тихоходность и громоздкость — делали его малоэкономичной и ненадежной машиной, что в итоге повело к потере им своего значения, как силового аг- грегата, которое перешло к современному быстроход­ ному ветродвигателю. Скорость ветра переменна не только по времени, она различна и по пространству. К местностям со средними и слабыми скоростями нужно отнести всю центральную часть Европейской СССР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz