Карело-Мурманский край. 1934, N7-8.
48 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 ,.Голубой уголь" Карело-Мурманского края Проблема использования энергии ве тра в Карело-Мурманском крае не пре тендует на исключительное, самостоя тельное положение, но ее значение в общем комплексе освоения энергорессур сов должно занять не последнее место, если принять во внимание интенсивный ветровой режим края и последние дости жения в области построения современных ветродвигателей. Основное ценное качество „голубого угля", это то, что на его добычу и транспорт не требуется затрат, чем он выгодно отличается от большинства других источников энергии. Движение воздуха наблюдается везде и будет происхо дить до тех пор, пока не потухнет солнце. Запасы этой Херсонский за в о д им. П етро в ского вы пустил по за к а зу Коми т е та С евера п ервы й в е тр о д в и га тель мощностью в 8 лош адиных сил, сп еци ально п рисп особлен ный ^ у с л о в и я м р аб о ты в Аркти ке. В ближ айш ие дни буд ет вы п ущ ена п ер вая п артия таки х д ви - гателей . („И звестия ЦИК СССР“). -И) АН А Рис. 1. Диаграмма колебания скорости ветра в сутки. неиссякаемой, беспрерывно и полностью возобновляемой энергии огромны, так как на ее образование идет около 6% солнечной энергии, достигающей поверхности земли, в то время, как растения запасают в виде топлива лишь 0,03% . Таблица 1 дает сводку энергорессурсов СССР по состоянию учета на 1 января 1932 г., из которой ясно видно, что энергия ветра занимает первое место. Если же принять во внимание, что 3/ 5 ее количества пребы вает над безбрежными пространствами наших северных окраин, то будет понятно, какое огромное значение должен иметь „голубой уголь“ в деле хозяйственного освоения этих областей, хранящих в своих нелрах огром ные сырьевые богатства, которые должны быть и будут вкдрчены в социалистическое строительство. Таблица I Количессво И к итогу Виды энергорессурсов условного топлива по уел. то млн. тонн пливу к» В е т е р ................................... 2 700000 71.1 Ископаемые угли 880 663 23,2 Нефть . ............................... 4 606 0 ,12 2 Горючие газы . . . . 673 0,018 С л а н ц ы .............................. 5 942 0,156 Дрова .............................. 19 320 0,50 Торф .............................. 30 461 0,804 155 423 4,10 В с е г о . . . 3 797 097 • 100 Однако, из огромных запасов этого вида энергии, на которую человечество обратило внимание еще в древнейшие времена и которую начало использовать при помощи ветродвигателей с 634 г. нашего летоисчисления, освоено в на стоящее время лишь 0,02% . Причина этого заключается в ряде отрицатель ных факторов, свойственных ветру и затрудняющих его техническое использование. Прежде всего энергия ветра крайне непостоянна по силе, меняясь беспрерывно на протяжении года, месяца, дня и даже минуты; так, были зарегистрированы в те чение двух минут пульсации ветра, отличающиеся по интенсивности друг от друга в 121 раз. Однако, кроме этих мгновенных 4—U—г---, пульсаций, не имеющих особо боль шого практического значения, суще ствуют вполне определенные годовые, месячные и суточные периоды раз ных скоростей ветра, которые уже влияют на величину отдаваемой вет родвигателем мощности за рассматри ваемый промежуток времени, не до пуская работу на постоянном, желае мом графике нагрузки. • Другим недостатком энергии вет ра является то, что она слабо кон центрирована и слишком рассеяна, а поэтому двигатель, ее использующий, должен иметь относительно большой и совершенный рабочий орган, на ко торый непосредственно воздействует воздушный поток. Эги две основные причины в значительной степени за- . держали развитие и внедрение ветродвигателя в хозяй ственную жизнь человечества, и поэтому еще 50 лет тому назад он конструктивно мало отличался от тех образцов, которые существовали сотни лет назад. Прежний общеизвестный тип крестьянского ветряка, из-за аэродинамического и технического несовершенства своего ветрового колеса, полезно использовал лишь не значительную часть энергии воздушного потока, прохо дящего через ометаемую крыльями площадь, т. е., как говорят, ^работал с чрезвычайно низким коэффициентом использования энергии ветра, равным всего 0,15— 0,20, в то время, как у современных ветродвигателей этот коэффциент достигает 0,40. Характерно, что наивысший, только теоретически воз можный коэффициент использования энергии ветра ра вен 0,592, как это доказал теоретик современного ветро двигателя проф. Н. Е. Жуковский. Аэродинамическое несовершенство крестьянского ве тряка, работа с низким коэффициентом использования энергии ветра, тихоходность и громоздкость — делали его малоэкономичной и ненадежной машиной, что в итоге повело к потере им своего значения, как силового аг- грегата, которое перешло к современному быстроход ному ветродвигателю. Скорость ветра переменна не только по времени, она различна и по пространству. К местностям со средними и слабыми скоростями нужно отнести всю центральную часть Европейской СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz