Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.

№ 5 — 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ В прошлом году самый древний народ Кольского полуострова — саамы (лопари) впервые в истории получили свою письменность. Сейчас создаются книги на родном языке саамов. В бли­ жайшее время будут выпущены первая книга для чтения и арифметический задачник. В Хибиногорске построено трех­ этажное здание больницы, рассчитанной на 250 человек. Больница имеет тера­ певтическое, хирургическое, гинеколо­ гическое и родильное отделения, рентге­ нологический и радиолечебный каби­ неты. ■+С Хибиногорск и Мурманск получат в третьем квартале по одному автобусу для организации внутригородского дви­ жения. На Новой Земле началась перевы­ борная кампания советов. Состоялось перевыборное собрание промышленни- ков-ненцев в Крестовой Губе. С отчет­ ным докладом выступил председатель островного совета Вылка. На Международном географиче­ ском конгрессе в Варшаве будет огла­ шен письменный доклад профессора О. Ю. Шмидта—„Исследование Арктики в Советском Союзе". Ледокол „Малыгин”, остановив­ шийся для перегрузки угля в проливе Югорский Шар у селения Хабарово, посетили участники слета, ненцев Боль- шеземельской тундры, посвященного „дню оленя". Гости (мвогие из кото­ рых впервые видели пароход и машины) подробно ознакомились с ледоколом, с работой походных лабораторий и про­ слушали беседу о задачах арктических экспедиций Главсевморпути. -fc Закончен проект строительства в Архангельске арктического радиоценрра. Он будет состоять из двух отделений — приемного и передаточного. Радиостанция на Диксоне будет пере­ давать всю информацию из Арктики архангельскому радиоцентру, откуда она будет транслироваться по всему Союзу. -fc Радиомаяк с радиусом действия в 50 морских миль — первый в север­ ных водах — начал действовать на о. Сосновец в Белом море. Излучаемые маяком волны дают воз­ можность точно определять местополо­ жение судна в любое время и при лю­ бой погоде. Радиомаяки значительно большей мощности устанавливаются в этом году на островах Диксон и Белый. -fc- В текущем году на остров Вран­ геля едет 37 человек. Срети них врач, геолог, биолог, гидролог, геодезист, радист. В составе двух хозяйств чук­ чей, переезжающих на остров Врангеля,— 20 человек. Такое большое количество новых колонистов отправляется туда впервые. Население о. Врангеля увели­ чивается до 91 человека. Колонисты везут с собой два дома и сарай. Впервые на остров перевозится скот — 12 племенных свиней, 2 овцы с запасом сена. В этом году о. Врангеля получит электросвет от собственной станции. Все дома будут связаны между собой телефоном. Зимовавший на островах Самуила геолог Н. Н. Урванцев совершил на двух автомашинах специальной кон­ струкции — вездеходах переход с остро­ вов Самуила через Таймырский полу­ остров до мыса Челюскина и обратно. Построенные на советских заводах вездеходы доказали полную пригод­ ность для работы в арктических усло­ виях. Труднейший перевал через Таймыр вездеходы прошли в пургу, достигав­ шую силы урагана. Машины, несшие на себе до 1 500 кг груза, проходили в сутки в среднем до 35 километров, расходуя на пройденный километр пути около 1 кг бензина. При внесении некоторых конструк­ тивных изменений вездеходы, очевидно, станут основным видом механизирован­ ного траспорта в Арктике. Выщла из печати первая книга трехтомника, выпускаемого редакцией „Правды", посвященного героической эпопее „Челюскина", — книга семи лет- чиков-героев Советского Союза товари­ щей Ляпидевского, Леваневского, Слеп- нева, Молокова, Каманина, Водопьянова и Доронина: „Как мы спасали Челю­ скинцев". В книге, изданной под редакцией О. Ю. Шмидта, И. Л. Баевского, Л. 3 . Мехлиса, цомимо автобиографи­ ческих повестей летчиков- 1 ероев, поме­ щены: предисловие т. Мехлиса, вводные статье тт. Ушакова и Небольсина и послесловие посла СССР в США тов. Трояновского. ■it На пути к острову Врангеля ледо­ кол „Красин" 20 августа прошел место гибели „Челюскина". В связи с постановлением прави­ тельства о расширении функций Глав­ ного управления Северного морского пути создано оргбюро по приемке хо­ зяйственных предприятий и ледоколь­ ного флота. В состав оргбюро входят тт. Шелепин (председатель), Стукатер, Марков и Браславский. Началась приемка хозяйственных пред­ приятий наркоматов, тяжелой промыш­ ленности, пищевой промышленности, совхозов и др. Ленинградский судостроительный завод рм. Марти строит 3 новых ледо­ кольных парохода. Суда строятся по типу ледокольного парохода „Седов" и предназначаться для перевозки зимов­ щиков, имущества и припасов для по­ лярных радиостанций, а также для лоц­ манской гидрографической службы. Водоизмещение каждого корабля — 3 720 тонн, скорость— 13 узлов в час. На каждом из кораблей устанавливается машина мощностью в 2 400. Трест Мурманрыба приступает к постройке в Мурманске первого со- ветскаго рыбообрабатывающего рефри­ жераторного судна водоизмещением в 3 тыс. тонн. Судно будет принимать свежую рыбу с траулеров и рыболов­ ных факторий, обрабатывать ее и зама- раживать. Будет перерабатываться тре­ ска. палтус, сельдь и т. д. При такой обработке рыба сохраняет свои вкусо­ вые качества. Московский завод Союзсредма- шины № 1 выпустил первую в Союзе машину „ЖК“ для механической раз­ делки рыб лососевых пород. Рыба по движущейся ленте направля­ ется к машине. Прежде всего она попа­ дает под нож, который отделяет ей голову. Дальше ее подхватывают щу- пальцы непрерывно вертящегося бара­ бана и, сделав всего один полукруг, рыба оказывается выпотрошенной, с от­ рубленным хвостом и плавниками. Ма­ шина не только обрабатывает рыбу, но и подсчитывает ее. Производительность машины 60 рыб в минуту, 3 600 в час. При небольших конструктивных изме­ нениях „ЖК“ может быть приспособлена для обработки любого сорта рыбы. Механизированная разделка рыбы с помощью „ЖК" должна найти широ­ кое применение в рыбной промышлен­ ности Мурмана и Карелии. тАг Архангельская партия Эпрона за­ кончила составление карты расположе­ ния погибших в северных морях су­ дов. Работа ЭПРОН’а на Белом море.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz