Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.
№ 5 — 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ В прошлом году самый древний народ Кольского полуострова — саамы (лопари) впервые в истории получили свою письменность. Сейчас создаются книги на родном языке саамов. В бли жайшее время будут выпущены первая книга для чтения и арифметический задачник. В Хибиногорске построено трех этажное здание больницы, рассчитанной на 250 человек. Больница имеет тера певтическое, хирургическое, гинеколо гическое и родильное отделения, рентге нологический и радиолечебный каби неты. ■+С Хибиногорск и Мурманск получат в третьем квартале по одному автобусу для организации внутригородского дви жения. На Новой Земле началась перевы борная кампания советов. Состоялось перевыборное собрание промышленни- ков-ненцев в Крестовой Губе. С отчет ным докладом выступил председатель островного совета Вылка. На Международном географиче ском конгрессе в Варшаве будет огла шен письменный доклад профессора О. Ю. Шмидта—„Исследование Арктики в Советском Союзе". Ледокол „Малыгин”, остановив шийся для перегрузки угля в проливе Югорский Шар у селения Хабарово, посетили участники слета, ненцев Боль- шеземельской тундры, посвященного „дню оленя". Гости (мвогие из кото рых впервые видели пароход и машины) подробно ознакомились с ледоколом, с работой походных лабораторий и про слушали беседу о задачах арктических экспедиций Главсевморпути. -fc Закончен проект строительства в Архангельске арктического радиоценрра. Он будет состоять из двух отделений — приемного и передаточного. Радиостанция на Диксоне будет пере давать всю информацию из Арктики архангельскому радиоцентру, откуда она будет транслироваться по всему Союзу. -fc Радиомаяк с радиусом действия в 50 морских миль — первый в север ных водах — начал действовать на о. Сосновец в Белом море. Излучаемые маяком волны дают воз можность точно определять местополо жение судна в любое время и при лю бой погоде. Радиомаяки значительно большей мощности устанавливаются в этом году на островах Диксон и Белый. -fc- В текущем году на остров Вран геля едет 37 человек. Срети них врач, геолог, биолог, гидролог, геодезист, радист. В составе двух хозяйств чук чей, переезжающих на остров Врангеля,— 20 человек. Такое большое количество новых колонистов отправляется туда впервые. Население о. Врангеля увели чивается до 91 человека. Колонисты везут с собой два дома и сарай. Впервые на остров перевозится скот — 12 племенных свиней, 2 овцы с запасом сена. В этом году о. Врангеля получит электросвет от собственной станции. Все дома будут связаны между собой телефоном. Зимовавший на островах Самуила геолог Н. Н. Урванцев совершил на двух автомашинах специальной кон струкции — вездеходах переход с остро вов Самуила через Таймырский полу остров до мыса Челюскина и обратно. Построенные на советских заводах вездеходы доказали полную пригод ность для работы в арктических усло виях. Труднейший перевал через Таймыр вездеходы прошли в пургу, достигав шую силы урагана. Машины, несшие на себе до 1 500 кг груза, проходили в сутки в среднем до 35 километров, расходуя на пройденный километр пути около 1 кг бензина. При внесении некоторых конструк тивных изменений вездеходы, очевидно, станут основным видом механизирован ного траспорта в Арктике. Выщла из печати первая книга трехтомника, выпускаемого редакцией „Правды", посвященного героической эпопее „Челюскина", — книга семи лет- чиков-героев Советского Союза товари щей Ляпидевского, Леваневского, Слеп- нева, Молокова, Каманина, Водопьянова и Доронина: „Как мы спасали Челю скинцев". В книге, изданной под редакцией О. Ю. Шмидта, И. Л. Баевского, Л. 3 . Мехлиса, цомимо автобиографи ческих повестей летчиков- 1 ероев, поме щены: предисловие т. Мехлиса, вводные статье тт. Ушакова и Небольсина и послесловие посла СССР в США тов. Трояновского. ■it На пути к острову Врангеля ледо кол „Красин" 20 августа прошел место гибели „Челюскина". В связи с постановлением прави тельства о расширении функций Глав ного управления Северного морского пути создано оргбюро по приемке хо зяйственных предприятий и ледоколь ного флота. В состав оргбюро входят тт. Шелепин (председатель), Стукатер, Марков и Браславский. Началась приемка хозяйственных пред приятий наркоматов, тяжелой промыш ленности, пищевой промышленности, совхозов и др. Ленинградский судостроительный завод рм. Марти строит 3 новых ледо кольных парохода. Суда строятся по типу ледокольного парохода „Седов" и предназначаться для перевозки зимов щиков, имущества и припасов для по лярных радиостанций, а также для лоц манской гидрографической службы. Водоизмещение каждого корабля — 3 720 тонн, скорость— 13 узлов в час. На каждом из кораблей устанавливается машина мощностью в 2 400. Трест Мурманрыба приступает к постройке в Мурманске первого со- ветскаго рыбообрабатывающего рефри жераторного судна водоизмещением в 3 тыс. тонн. Судно будет принимать свежую рыбу с траулеров и рыболов ных факторий, обрабатывать ее и зама- раживать. Будет перерабатываться тре ска. палтус, сельдь и т. д. При такой обработке рыба сохраняет свои вкусо вые качества. Московский завод Союзсредма- шины № 1 выпустил первую в Союзе машину „ЖК“ для механической раз делки рыб лососевых пород. Рыба по движущейся ленте направля ется к машине. Прежде всего она попа дает под нож, который отделяет ей голову. Дальше ее подхватывают щу- пальцы непрерывно вертящегося бара бана и, сделав всего один полукруг, рыба оказывается выпотрошенной, с от рубленным хвостом и плавниками. Ма шина не только обрабатывает рыбу, но и подсчитывает ее. Производительность машины 60 рыб в минуту, 3 600 в час. При небольших конструктивных изме нениях „ЖК“ может быть приспособлена для обработки любого сорта рыбы. Механизированная разделка рыбы с помощью „ЖК" должна найти широ кое применение в рыбной промышлен ности Мурмана и Карелии. тАг Архангельская партия Эпрона за кончила составление карты расположе ния погибших в северных морях су дов. Работа ЭПРОН’а на Белом море.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz