Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.

58 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 щенной обделки, позволяющей снизить стоимость окорки на 5 коп. за штуку, т. е. сэкономить несколько де­ сятков тысяч рублей, заведующий цехом продолжал корить попрежнему. Осмотрел я сложный дорогой путь, который проде­ лывает шпала на бирже продукции, прежде чем попа­ дет в вагон, и поразился отсутствию элементарного здравого смысла на этом участке. Работа шла так, что биржевая группа переделывала то, что делал шпалорезный цех, а погрузочная группа исправляла работу биржевой. Словом, одни „завязывали*, другие „развязывали*. Эго побудило меня разработать новую схему техно­ логического процесса, максимально приближающегося к конвейеру, с направлением потока от кошеля до вагона исключительно в прямом направлении. Вот основные положения этой схемы: 1. В шпалорезном сарае не гнаться за рекордами про­ пуска сырья через станок, а максимально использовать механизм, чтобы уменьшить последующую ручную до­ делку. Лучше дать лишний рез, чем обтесывать шпалы на бирже вручную. 2. Производить отиповку, выбраковку и маркировку шпал у станков, чтобы затем развозить и раскладывать шпалы сразу по типам. Для этого у станков оборудо­ вать сортировочные столы, кстати сказать, облегчающие труд рабочих у станка. 3. Обделка шпал должна производиться у линии по­ грузки в вагоны жел. дороги. До сих пор ее делали около подъездного пути, который тянется на протяжении 300 метров от шпалорезки к погрузочной ветке почти п о д п р я м ы м у г л о м . Шпалы для обделки относи­ лись в сторону от подъездного пути, после чего их снова приходилось подтаскивать обратно, грузить на вагонетки и везти к погрузке в вагоны железной до­ роги. Чтобы избежать этого, я наметил устроить доба­ вочный подъездной путь, п а р а л л е л ь н ы й погрузочной ветке на расстоянии 20 — 25 метров от нее. От этого пути шпалы при обделке постепенно передвигаются прямо к погрузочной ветке, что ликвидирует практико­ вавшуюся растрату рабочей силы. 4. Биржа готовой продукции должна остаться исклю­ чительно как резерв для хранения той части продукции, для которой нехватает порожняка. Из резерва подача в вагоны должна начаться только тогда, когда коли­ чество поданного порожняка превысит текущий выпуск продукции. Эти основные положения реконструкции шпалозавода я подверг обсуждению и критике активных, молодых командиров производства (Кунавина, Денисова, Ерохина и др.) и вовлек их в практическую борьбу за проведе­ ние в жизнь моих предложений, договорившись с ними о необходимости работать так, чтобы все делаемое одним звеном технологического процесса годилось бы без переделки для последующих. Я пришел к твердому убеждению, что дело только тогда пойдет, когда я обопрусь на молодежь — инициа­ тивную, исполнительную, лишенную старых предрас­ судков и „амбиции". Во главе шпалорезного цеха я поставил тов. Куна­ вина, молодого практика, 2 года работающего на Бабьей Губе. Работа быстро пошла вперед: добились точной отор- цовки шпал на воде; добились строгой отсортировки брака в особый дровяной кошель, чтобы брак не захла­ млял территории; исправили пути, чтобы вагонетки не сваливались с рельсов; стали бороться за добротную шпальную верезку (доску) и горбыль, с выделением дровяных отходов сразу из общего потока; приступили к постройке добавочного „обделочного* узкоколейного тупика и т. д. Проведенная нами перестановка путей и трансмиссий в шпалорезных сараях сократила путь шпалы от станка до вагонетки и позволила выкроить место для сортировочных столов и организовать бракераж не на бирже, а у станков. Это удешевило процесс и об­ легчило труд свальщиков. Сразу же обнаружилось резкое повышение произво­ дительности. Например, раньше шпалотес с трудом об ­ делывал 35 шт. за смену, а сейчас стал обделывать до 200 штук. Подсчитали мы, сколько же человек требуется для одной станко-смены (включая в с е операции от вы­ катки сырья из воды и до погрузки продукции в вагон) и сравнили это число рабочих с тем, сколько требова­ лось здесь же на заводе год тому назад. Оказалось, что количество рабочих и лошадей сократилось на станко- смену ровно вдвое, что дает на 1 шпалу 75 коп. эко- мии. Следующая таблица показывает, за счет чего именно произошло сокращение рабочих и лошадей. До 15/VIII—33 г. На 1/ V I- 34 г. Наименование работ чел. лош. чел. лош. Р а с к р я ж е в к а ............................. 6 — 1,5 — Выгрузка из в о д ы ..................... 3 — — — Подача сырья в шпалорезку . 3,5 2,5 2 — Подкатка сырья к станку . . 2 — 2 Навалка на каретку . . . . 2 — 2 — Регулировка ............................. 1 — 1 — Отборка шпал от станка . . . 2 — 2 — Отвозка шпал не биржу . 2 1 1 1 Отвозка о т х о д о в ..................... 2 1 1 1 Уборка опилок ......................... 1 1 — Укладка шпал на бирке . . . 2 — 2 — Укладка горбылей . . . . 1 — 1 — 10 — 3 — Подвозка к погрузке . . . .' 6 — — — Погрузка ш п а л ......................... 3 — 3 — Погрузка горбылей и досок . 1,5 -- 1,5 — В с е г о . . . 48 4,5 24 2 Производительность станкосмены при этом не только не уменьшилась, но даже возросла, благодаря тому, что предварительная оторцовка избавила от необходимости пилить на станках излишнюю длину. Условия труда облегчились, благодаря, в частности, устройству сорти­ ровочных столов у станков, что позволило привлечь к работе женщин. Союзлесзаг установил среднюю производительность че­ ловеко-дня 13 шпал, включая следующие работы: взять г о т о в ы е тюльки с биржи и закончить процесс укладкой продукции у погрузки. У нас получилась возможность для лета производительность довести до 25 шпал, т. е. у д в о и т ь эту н о р м у . Если же считать в с е работы, начиная от кошеля и заканчивая погрузкой в вагон, то и тогда получится 15 шпал на человека. Таким образом, даже простейшая рационализация тех­ нологического процесса дает такой резкий скачок про­ изводительности человеко-дня, что она должна как можно скорее быть осуществлена полностью или частично и на других шпалорезках, тем более, что многие рационали­ заторские мероприятия не требуют капиталовложений, или, во всяком случае, окупаются очень быстро.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz