Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.
58 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 щенной обделки, позволяющей снизить стоимость окорки на 5 коп. за штуку, т. е. сэкономить несколько де сятков тысяч рублей, заведующий цехом продолжал корить попрежнему. Осмотрел я сложный дорогой путь, который проде лывает шпала на бирже продукции, прежде чем попа дет в вагон, и поразился отсутствию элементарного здравого смысла на этом участке. Работа шла так, что биржевая группа переделывала то, что делал шпалорезный цех, а погрузочная группа исправляла работу биржевой. Словом, одни „завязывали*, другие „развязывали*. Эго побудило меня разработать новую схему техно логического процесса, максимально приближающегося к конвейеру, с направлением потока от кошеля до вагона исключительно в прямом направлении. Вот основные положения этой схемы: 1. В шпалорезном сарае не гнаться за рекордами про пуска сырья через станок, а максимально использовать механизм, чтобы уменьшить последующую ручную до делку. Лучше дать лишний рез, чем обтесывать шпалы на бирже вручную. 2. Производить отиповку, выбраковку и маркировку шпал у станков, чтобы затем развозить и раскладывать шпалы сразу по типам. Для этого у станков оборудо вать сортировочные столы, кстати сказать, облегчающие труд рабочих у станка. 3. Обделка шпал должна производиться у линии по грузки в вагоны жел. дороги. До сих пор ее делали около подъездного пути, который тянется на протяжении 300 метров от шпалорезки к погрузочной ветке почти п о д п р я м ы м у г л о м . Шпалы для обделки относи лись в сторону от подъездного пути, после чего их снова приходилось подтаскивать обратно, грузить на вагонетки и везти к погрузке в вагоны железной до роги. Чтобы избежать этого, я наметил устроить доба вочный подъездной путь, п а р а л л е л ь н ы й погрузочной ветке на расстоянии 20 — 25 метров от нее. От этого пути шпалы при обделке постепенно передвигаются прямо к погрузочной ветке, что ликвидирует практико вавшуюся растрату рабочей силы. 4. Биржа готовой продукции должна остаться исклю чительно как резерв для хранения той части продукции, для которой нехватает порожняка. Из резерва подача в вагоны должна начаться только тогда, когда коли чество поданного порожняка превысит текущий выпуск продукции. Эти основные положения реконструкции шпалозавода я подверг обсуждению и критике активных, молодых командиров производства (Кунавина, Денисова, Ерохина и др.) и вовлек их в практическую борьбу за проведе ние в жизнь моих предложений, договорившись с ними о необходимости работать так, чтобы все делаемое одним звеном технологического процесса годилось бы без переделки для последующих. Я пришел к твердому убеждению, что дело только тогда пойдет, когда я обопрусь на молодежь — инициа тивную, исполнительную, лишенную старых предрас судков и „амбиции". Во главе шпалорезного цеха я поставил тов. Куна вина, молодого практика, 2 года работающего на Бабьей Губе. Работа быстро пошла вперед: добились точной отор- цовки шпал на воде; добились строгой отсортировки брака в особый дровяной кошель, чтобы брак не захла млял территории; исправили пути, чтобы вагонетки не сваливались с рельсов; стали бороться за добротную шпальную верезку (доску) и горбыль, с выделением дровяных отходов сразу из общего потока; приступили к постройке добавочного „обделочного* узкоколейного тупика и т. д. Проведенная нами перестановка путей и трансмиссий в шпалорезных сараях сократила путь шпалы от станка до вагонетки и позволила выкроить место для сортировочных столов и организовать бракераж не на бирже, а у станков. Это удешевило процесс и об легчило труд свальщиков. Сразу же обнаружилось резкое повышение произво дительности. Например, раньше шпалотес с трудом об делывал 35 шт. за смену, а сейчас стал обделывать до 200 штук. Подсчитали мы, сколько же человек требуется для одной станко-смены (включая в с е операции от вы катки сырья из воды и до погрузки продукции в вагон) и сравнили это число рабочих с тем, сколько требова лось здесь же на заводе год тому назад. Оказалось, что количество рабочих и лошадей сократилось на станко- смену ровно вдвое, что дает на 1 шпалу 75 коп. эко- мии. Следующая таблица показывает, за счет чего именно произошло сокращение рабочих и лошадей. До 15/VIII—33 г. На 1/ V I- 34 г. Наименование работ чел. лош. чел. лош. Р а с к р я ж е в к а ............................. 6 — 1,5 — Выгрузка из в о д ы ..................... 3 — — — Подача сырья в шпалорезку . 3,5 2,5 2 — Подкатка сырья к станку . . 2 — 2 Навалка на каретку . . . . 2 — 2 — Регулировка ............................. 1 — 1 — Отборка шпал от станка . . . 2 — 2 — Отвозка шпал не биржу . 2 1 1 1 Отвозка о т х о д о в ..................... 2 1 1 1 Уборка опилок ......................... 1 1 — Укладка шпал на бирке . . . 2 — 2 — Укладка горбылей . . . . 1 — 1 — 10 — 3 — Подвозка к погрузке . . . .' 6 — — — Погрузка ш п а л ......................... 3 — 3 — Погрузка горбылей и досок . 1,5 -- 1,5 — В с е г о . . . 48 4,5 24 2 Производительность станкосмены при этом не только не уменьшилась, но даже возросла, благодаря тому, что предварительная оторцовка избавила от необходимости пилить на станках излишнюю длину. Условия труда облегчились, благодаря, в частности, устройству сорти ровочных столов у станков, что позволило привлечь к работе женщин. Союзлесзаг установил среднюю производительность че ловеко-дня 13 шпал, включая следующие работы: взять г о т о в ы е тюльки с биржи и закончить процесс укладкой продукции у погрузки. У нас получилась возможность для лета производительность довести до 25 шпал, т. е. у д в о и т ь эту н о р м у . Если же считать в с е работы, начиная от кошеля и заканчивая погрузкой в вагон, то и тогда получится 15 шпал на человека. Таким образом, даже простейшая рационализация тех нологического процесса дает такой резкий скачок про изводительности человеко-дня, что она должна как можно скорее быть осуществлена полностью или частично и на других шпалорезках, тем более, что многие рационали заторские мероприятия не требуют капиталовложений, или, во всяком случае, окупаются очень быстро.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz