Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.

4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5— 6 зования Пудожгорских титано-магнетитов и проблеме шунгита. Следующим важнейшим разделом народно-хозяй­ ственного плана Карелии на 1934 г. является лесная промышленность. Несмотря на перспективы роста осталь­ ных отраслей хозяйства Карелии, лес на долгое еще время сохранит для Карелии значение основы ее эконо­ мики. В связи с этим план предусматривает размер капитальных вложений по лесу в сумме 27,0 млн. руб. (16,3% к общему итогу вложений) и рост валовой продукции в ценностном выражении на 28% (в том числе по лесозаготовкам на 32,7% и лесопиилению—на 15,7% ) 1. В области капитального строительства по лесной промышленности предусматривается пуск строящейся первой очереди Кондопожского целлюлозного завода и окончание Беломорско-Балтийским комбинатом проекти­ ровочных работ и начало строительства нового крупного лесо-бумажно-химического комбината. Намечается также (в случае благоприятного разрешения этого вопроса в Наркомлесе) строительство 8-рамного Кемского лесо­ завода с сульфат-целлюлозным производством. Эти три крупнейшие новостройки должны будут положить креп­ кую основу в дело развития карельской лесохимии, сулящей Карелии не только повышение доходности от эксплоатации ее лесных богатств, но и оздоровление и интенсификацию ее лесного хозяйства. Помимо указанных объектов капитального строитель­ ства, план 1934 года предусматривает также расшире­ ние бирж Кондопожской бумажной фабрики, реконструк­ цию Сорокских лесозаводов, постройку водопровода на Кемском лесозаводе и целый ряд мероприятий по меха­ низации лесозаготовок. Наибольшая сумма капитальных вложений в плане 1934 года падает на транспортное строительство. План предусматривает вложение по транспорту в сумме 48,6 млн. руб., что к общему итогу вложений соста­ вляет 29,1% . Этот размер вложений в транспортное строительство находится в соответствии с указаниями товарища Сталина на XVII партийном съезде и реше­ ниями этого великого съезда победителей. Транспорт— сложнейшая проблема хозяйственного строительства Каре­ лии. Несмотря на те огромные достижения, которые имеет Советская Карелия в области всех видов транспорта, проблема транспортного строительства продолжает оста­ ваться для Карелии напряженной. План транспортного строительства в части железно­ дорожного транспорта предусматривает ряд технических и организационных мероприятий, направленных на усиле­ ние пропускной способности Мурманской ж. д. Особое внимание при этом оказывается в плане смягчению профиля дороги, подготовительным работам к переходу северного участка дороги на электрическую тягу, жилищно-бытовому строительству и постройке отвечаю­ щих размерам пассажиро-оборота вокзалов в Петро­ заводске и Кандалакше. В части водного транспорта план предусматривает ряд мероприятий по освоению Беломорско-Балтийского водного пути (постройка порта в Сороке, механизирован­ 1 Рассматривавшая план 1934 г. VI сессия КарЦИК'а при­ знала намеченный планом объем лесопиления (1170 тыс. кб. м) недостаточным и подлежащим увеличению. К этому обязы­ вает не только несомненное улучшение в работе карельских лесозаводов, выполнивших план 1 квартала, но и то, что лесопильные заводы Карелии работают далеко не на предель­ ной производственной мощности их оборудования. ной пристани в Повенце, развертывание судостроения и т. д.). Неизбежная напряженность в вопросе о водных перевозках заставила включить в план мероприятия по усилению местного водного транспорта силами некоторых РИК’ов, для чего предусматривается отпуск специаль­ ных средств. По авто-гужевому транспорту план предусматривает постройку целого ряда важнейших дорог (Шуя-Кондо- пога, Кондопога-Гирвас, Тикшозеро-Муезеро, Кондопога- М. Гора, Кандалакша-Нивастрой и др.), окончание строи­ тельства двух деревянных мостов в Сороке, улучшение переправы через р. Свирь, реконструкцию Петрозавод­ ских авто-ремонтных мастерских. Предусматривается также значительный размах работ по строительству дорог местного (районного) значения. Процесс индустриализации Советской Карелии при­ водит к росту ее населения, к созданию сгустков про­ мышленного пролетариата, к росту старых городов и к возникновению новых промышленных поселений. Вместе с этим растут, превращаясь в поселения городского типа, районные административные центры. До последнего времени в этом процессе роста городов не было необ­ ходимой планомерности. Вопросы коммунального и жилищно-бытового строительства не получали необхо­ димого развития. Совершенно понятно, что эти проблемы не могут оставаться и дальше на положении второсте­ пенных задач нашего строительства. Забота о культурно- бытовом и жилищном строительстве, о благоустройстве городов — все это в условиях роста Советской Карелии представляет задачу огромной принципиальной важности. В соответствии с этиМ в плане 1934 года жилищному строительству и коммунальному хозяйству отводится значительное место, при чем особое внимание в плане уделяется г. Петрозаводску, хозяйство которого, как известно, находится в резком противоречии с той адми­ нистративной, промышленной и культурной ролью, кото­ рую этот город играет в качестве столицы АКССР. В частности, план предусматривает по г. Петрозаводску окончание постройки дома специалистов, постройку гостиницы (1 очередь), хирургической больницы, инфек­ ционной больницы („заразный городок"), педагогического института, строительство водопровода и ряд меропри­ ятий по благоустройству города. Мы очертили выше основные разделы плана 1934 г., имеющие наиболее значительный удельный вес в общей сумме капитальных вложений в народное хозяйство Карелии. Вместе с этим, план предусматривает целый ряд важнейших мероприятий и в других отраслях хозяй­ ства Карелии. В частности, план предусматривает значи­ тельное развитие рыбной промышленности, устанавливая на 1934 год программу вылова рыбы сырца в объеме 227,5 тыс. центнеров и намечая необходимый размер капитальных вложений на завершение строительства Онежской МРС, организацию Беломорской МРС и меха­ низацию рыбных промыслов. Не маловажное значение придается в плане развитию местной (риковской, промкооперативной и пр.) про­ мышленности, одной из важнейших "&адач которой план выдвигает увеличение производства продукции широкого потребления с 10,3 до 14,9 млн. руб. (рост по сравне­ нию с 1933 г. на 45%)> В соответствии с решением XVII партсъезда план отводит надлежащее место вопросам развития товаро­ оборота и товаропроводящей сети: розничный товаро­ оборот достигает по плану 1934 года 247 млн. руб. против 169 млн. руб. и 1933 г. (рост 46% ); намечается

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz