Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.
4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5— 6 зования Пудожгорских титано-магнетитов и проблеме шунгита. Следующим важнейшим разделом народно-хозяй ственного плана Карелии на 1934 г. является лесная промышленность. Несмотря на перспективы роста осталь ных отраслей хозяйства Карелии, лес на долгое еще время сохранит для Карелии значение основы ее эконо мики. В связи с этим план предусматривает размер капитальных вложений по лесу в сумме 27,0 млн. руб. (16,3% к общему итогу вложений) и рост валовой продукции в ценностном выражении на 28% (в том числе по лесозаготовкам на 32,7% и лесопиилению—на 15,7% ) 1. В области капитального строительства по лесной промышленности предусматривается пуск строящейся первой очереди Кондопожского целлюлозного завода и окончание Беломорско-Балтийским комбинатом проекти ровочных работ и начало строительства нового крупного лесо-бумажно-химического комбината. Намечается также (в случае благоприятного разрешения этого вопроса в Наркомлесе) строительство 8-рамного Кемского лесо завода с сульфат-целлюлозным производством. Эти три крупнейшие новостройки должны будут положить креп кую основу в дело развития карельской лесохимии, сулящей Карелии не только повышение доходности от эксплоатации ее лесных богатств, но и оздоровление и интенсификацию ее лесного хозяйства. Помимо указанных объектов капитального строитель ства, план 1934 года предусматривает также расшире ние бирж Кондопожской бумажной фабрики, реконструк цию Сорокских лесозаводов, постройку водопровода на Кемском лесозаводе и целый ряд мероприятий по меха низации лесозаготовок. Наибольшая сумма капитальных вложений в плане 1934 года падает на транспортное строительство. План предусматривает вложение по транспорту в сумме 48,6 млн. руб., что к общему итогу вложений соста вляет 29,1% . Этот размер вложений в транспортное строительство находится в соответствии с указаниями товарища Сталина на XVII партийном съезде и реше ниями этого великого съезда победителей. Транспорт— сложнейшая проблема хозяйственного строительства Каре лии. Несмотря на те огромные достижения, которые имеет Советская Карелия в области всех видов транспорта, проблема транспортного строительства продолжает оста ваться для Карелии напряженной. План транспортного строительства в части железно дорожного транспорта предусматривает ряд технических и организационных мероприятий, направленных на усиле ние пропускной способности Мурманской ж. д. Особое внимание при этом оказывается в плане смягчению профиля дороги, подготовительным работам к переходу северного участка дороги на электрическую тягу, жилищно-бытовому строительству и постройке отвечаю щих размерам пассажиро-оборота вокзалов в Петро заводске и Кандалакше. В части водного транспорта план предусматривает ряд мероприятий по освоению Беломорско-Балтийского водного пути (постройка порта в Сороке, механизирован 1 Рассматривавшая план 1934 г. VI сессия КарЦИК'а при знала намеченный планом объем лесопиления (1170 тыс. кб. м) недостаточным и подлежащим увеличению. К этому обязы вает не только несомненное улучшение в работе карельских лесозаводов, выполнивших план 1 квартала, но и то, что лесопильные заводы Карелии работают далеко не на предель ной производственной мощности их оборудования. ной пристани в Повенце, развертывание судостроения и т. д.). Неизбежная напряженность в вопросе о водных перевозках заставила включить в план мероприятия по усилению местного водного транспорта силами некоторых РИК’ов, для чего предусматривается отпуск специаль ных средств. По авто-гужевому транспорту план предусматривает постройку целого ряда важнейших дорог (Шуя-Кондо- пога, Кондопога-Гирвас, Тикшозеро-Муезеро, Кондопога- М. Гора, Кандалакша-Нивастрой и др.), окончание строи тельства двух деревянных мостов в Сороке, улучшение переправы через р. Свирь, реконструкцию Петрозавод ских авто-ремонтных мастерских. Предусматривается также значительный размах работ по строительству дорог местного (районного) значения. Процесс индустриализации Советской Карелии при водит к росту ее населения, к созданию сгустков про мышленного пролетариата, к росту старых городов и к возникновению новых промышленных поселений. Вместе с этим растут, превращаясь в поселения городского типа, районные административные центры. До последнего времени в этом процессе роста городов не было необ ходимой планомерности. Вопросы коммунального и жилищно-бытового строительства не получали необхо димого развития. Совершенно понятно, что эти проблемы не могут оставаться и дальше на положении второсте пенных задач нашего строительства. Забота о культурно- бытовом и жилищном строительстве, о благоустройстве городов — все это в условиях роста Советской Карелии представляет задачу огромной принципиальной важности. В соответствии с этиМ в плане 1934 года жилищному строительству и коммунальному хозяйству отводится значительное место, при чем особое внимание в плане уделяется г. Петрозаводску, хозяйство которого, как известно, находится в резком противоречии с той адми нистративной, промышленной и культурной ролью, кото рую этот город играет в качестве столицы АКССР. В частности, план предусматривает по г. Петрозаводску окончание постройки дома специалистов, постройку гостиницы (1 очередь), хирургической больницы, инфек ционной больницы („заразный городок"), педагогического института, строительство водопровода и ряд меропри ятий по благоустройству города. Мы очертили выше основные разделы плана 1934 г., имеющие наиболее значительный удельный вес в общей сумме капитальных вложений в народное хозяйство Карелии. Вместе с этим, план предусматривает целый ряд важнейших мероприятий и в других отраслях хозяй ства Карелии. В частности, план предусматривает значи тельное развитие рыбной промышленности, устанавливая на 1934 год программу вылова рыбы сырца в объеме 227,5 тыс. центнеров и намечая необходимый размер капитальных вложений на завершение строительства Онежской МРС, организацию Беломорской МРС и меха низацию рыбных промыслов. Не маловажное значение придается в плане развитию местной (риковской, промкооперативной и пр.) про мышленности, одной из важнейших "&адач которой план выдвигает увеличение производства продукции широкого потребления с 10,3 до 14,9 млн. руб. (рост по сравне нию с 1933 г. на 45%)> В соответствии с решением XVII партсъезда план отводит надлежащее место вопросам развития товаро оборота и товаропроводящей сети: розничный товаро оборот достигает по плану 1934 года 247 млн. руб. против 169 млн. руб. и 1933 г. (рост 46% ); намечается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz