Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.

№ 5 - 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 39 жашей тщательностью не чистят, в результате чего, пока вновь вступивший кочегар чистит топку, — давление в котле падает. Наличие на отечественных траулерах команд, менее квалифицированных, чем на других траулерах, как след­ ствие роста флотилии и недостатка квалифицированных кадров на Мурмане, выступает особенно ярко при рас­ смотрении показателей по переходам на запасной трал, завертам и распутываниям трала, величина которых ни в какой причинной связи с траулером, как технико­ конструктивной, единицей, не находится. Так, в 1933 г. переходы на другой трал вследствие износа и потери трала составляют у всего флота 0 ,8% промыслового плавания, а у отечественных траулеров 1 ,5% , Далее, заверты тралов и их распутывание у всего флота 0 ,5% , а у отечественных траулеров 1,4% . Все это красноречиво свидетельствует о менее квали­ фицированном обслуживании отечественнных траулеров, что при наличии ряда конструктивных недостатков и привело к несколько худшим показателям, как по про­ стоям в порту, так и по режиму работы в море. Как же велика разница в режиме отечественных трау­ леров с траулерами других типов, например, в части интенсивности тралирования? Оказывается, что эта разница по сравнению со всем флотом составляла 0 ,5% в 1932 г. и 0 ,7% в 1933 г. Но если сопоставить показатели интенсивности траления по группам траулеров, то картину увидим несколько иную. N Ч и с т о е т р а л и р о в а н и е в 1932 и 1333 г.г. п о т и ­ п ам с у д о в в % % к п р о м ы с л о в о м у п л а в а н и ю . 1932 г. 1933 г. Большие траулеры . . . . 38,5 45,6 Дизельные траулеры . . . 34,9 51,5 Малые т р а у л е р ы .......................41,9 43,1 Отечественные траулеры . 38,5 45,1 Из этих данных видно, что режим в море в 1933 г. был значительно лучше, чем в 1932 г. Это улучшение нашло отражение в режиме траулеров всех типов больше всего у дизельных траулеров и в меньшей степени у ма­ лых траулеров. В 1932 г. отечественные траулеры занимали вместе с большими траулерами промежуточное место между малыми и дизельными траулерами и по величине трале- нил уступали только малым траулерам. Это положение было обусловлено рядом обстоятельств, как, например, поиски большими и дизельными траулерами погибших траулеров, появление отечественных траулеров на про­ мысле в весенне-летний период и т. д. Когда же мы ставили траулеры всех типов для единовременного про­ мысла в один район, то отечественные траулеры пере­ мещались с промежуточного положения на последнее место.1 В 1933 г. отечественные траулеры работали круглый год, правда, с меньшей интенсивностью в зимний период, никаких стихийных и иных резко неблагоприятных об­ стоятельств в работе других траулеров не было, и, однако, отечественные траулеры имеют приблизительно одинако­ вые показатели с большими траулерами, большие чем малые, и меньшие, чем дизельные траулеры. Это свиде­ тельствует об очень существенных сдвигах в режиме 1 См. нашу статью „К вопросу о типе промыслового трау- лера“. „Карело-Мурм. Край", № 9—10, 1933 г. работы в море отечественных траулеров, несмотря на их конструктивные недостатки и менее квалифицированное их обслуживание. Это позволяет считать, что при более внимательном отношении к ним со стороны управления Тралфлотом и устранении конструктивных недостатков о т е ч е с т в е н н ы е т р а у л е р ы м о г у т и д о л ж н ы д а т ь о д и н а к о в ы е п о к а з а т е л и п о р е ж и м у в м о р е со всем остальным флотом. Нам остается еще рассмотреть уловистость отечествен­ ных траулеров, так как арифметическое выражение уло- вистости и интенсивности траления дает характеристику промысловой физиономии каждого траулера. Рассматривая средне-годовые подъемы за час трале­ ния в 1.933 г., видим, что отечественные траулеры-за­ нимают последнее место, а дизельные — первое. Большие траулеры . . . . 670 кг • Дизельные „ . . . 740 „ Малые „ . . . . 6 !0 „ Отечественные траулеры . 595 , В среднем . 660 кг Почему же отечественные траулеры, работая в одних и тех же промысловых районах с другими траулерами, имея трал одной и той же конструкции и одинакового размера, имели, однако, наименьшие уловы за час тра­ ления? Причину этого явления следует искать в тех же кон­ структивных недостатках и малой квалификации команд. Выше мы неоднократно отмечали, что отечественные траулеры с трудом держали пар в котле „на марке", а иногда даже прекращали работу. Очевидно, что отсут­ ствие соответствующего давления сказывается прежде всего на скорости хода судна вообще и ходе с тралом в частности. Наличие меньшей скорости хода с тралом, вследствие отсутствия нужного числа атмосфер давления в котле, и является одной из наиболее существенных причин меньшей уловистости отечественных траулеров. Далее, случаи неправильной циркуляции после спуска трала, вытравливание большей длины троса, чем тройная глу­ бина места лова — в одних случаях, меньщей длины — в других случаях, что обусловлено слабой квалификацией команд отечественных траулеров, является второй причи­ ной их меньшей уловистости. После сказанного не является неожиданным, что при выполнении траловым флотом плана добычи рыбы в 1933 г. на 1 0 0 ,2% группа отечественных траулеров выловила всего 213,8 тыс; ц — 7 0% их планового задания, в то время как дизельные траулеры перевыполнили план на 47,2 о/0> а малые даже на 68,9 % . Если теперь ясно, что неудовлетворительные эксплоа- тационные показатели отечественных траулеров обязаны техническим и социальным причинам, то все же дать арифметически выраженный удельный вес каждой из них невозможно, Трудно сказать, в какой мере „повинны" конструк­ тивные недостатки и в какой мере — невнимательное отношение к ним со стороны работников промысла, когда квалифицированные члены команды стремились уйти с отечественного траулера на другой, в погоне за боль­ шим заработком, а управление флотом долгое время ни­ чего не делало, чтобы создать перелом в этом настро­ ении. Общеизвестна решающая роль человека в любом произ­ водственном процессе, в том числе и на траловом про­ мысле. Яркую иллюстрацию этого положения мы находим

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz