Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.
38 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 Рис. 1. Подсобная и непроизводительная работа отечественных траулеров по месяцам в 1933 году. Причину этого явления в основном следует искать в квалификации команд, обслуживавших отечественные траулеры. Долгое время команды двух отечественных траулеров комплектовались из случайных людей, часто не видевших моря, что и нашло отражение на величине показателя по уборке рыбы. Этим же объясняется и наличие больших показателей по починке трала в 1932 г., несмотря на то, что интен сивность траления в режиме отечественных траулеров одинакова, даже на 0,7% меньше, чем у всего флота. (Меньшие показатели 1932 г. объясняются появлением отечественных траулеров на промысле в мае, когда по следний в западных районах, известных своим неблаго приятным для тралирования грунтом и рельефом дна, шел к концу, и менее интенсивным тралированием). Поиски рыбы, под которыми в 1933 г. в основном надлежит понимать переходы из района в район, из квадрата в квадрат, мы опускаем, так как показатели по этому элементу не характеризуют траулеры ни в тех ническом, ни в промысловом отношении. Но надлежит отметить очень существенные сдвиги в отношении умень шения простоев отечественных траулеров из-за штормов. Так, в 1932 г. отечественные траулеры работали только в одну часть штормового времени — октябрь-декабрь, однако, в средне-годовом итоге имели приблизительно одинаковые показатели со всем флотом, работавшим круглый год. Совершенно иное положение наблюдается в 1933 г.: отечественные траулеры работали круглый год и „про стои” из-за штормов составляют 9,9% промыслового плавания против 12,8% у всего флота. Эта разница может быть объяснена менее интенсив ной работой отечественных траулеров в зимние месяца по сравнению с остальным флотом, улучшением остой чивости их в итоге всех мероприятий по устранению конструктивных недостатков и улучшением со второй половины 1933 г. квалификации судовых работников, когда порядок комплектования команд для отечественных траулеров был изменен. „Прочие причины" в режиме отечественных траулеров имеют значительно больший удельный вес, чем у всего флота, как в 1932, так и в 1933 г. Им то мы и склонны приписать причину менее интен сивного тралирования отечественных траулеров. Под „прочими причинами" мы понимаем ремонт меха низмов, перегрузку угля в море, заверты трала, переходы на другой трал, сюда же относилось прекращение работы из-за поломок траловых лебедок, подъема пара и т. д. Если мы обратимся к соотношению элементов, обра зующих понятие „прочие причины", то увидим, что при чиной большого удельного веса являются перечисленные выше конструктивные недостатки отечественных трауле ров и квалификация команд. Так, на долю ремонта механизмов в море в 1932 г. падает 1 ,6% промыслового плавания, а в 1933 г. 5% против 0 ,7% и 1,1% у всего флота. Далее, случаи дрейфа из-за подъема пара обычно редки. Для всего флота в 1933 г. их удельный вес равен 0,5% , а для отечественных траулеров 4% . В отдельных случаях „про стои" из-за подъема пара достигают нескольких десят ков рабочих часов. В настоящее время можно считать установленным, что держать пар в котлах на марке трудно вследствие следующих причин: плохого качества угля, повышенного против нормы расхода пара на механизмы, в силу несо вершенства их изготовления и малоквалифицированного обслуживания котла. Так, на траулере № 63 известен очень показатель ный случай, когда при вахте одного кочегара пар в котле держался на нужном уровне атмосфер, а при других вахтах — падал. Это очень яркий по своей убедитель ности пример, показывающий, как в е л и к а р о л ь у м е л о г о и в н и м а т е л ь н о г о о б с л у ж и в а н и я м е х а н и з м о в со стороны команды. В практике важность этого обстоятельства не доучи- тывается, обычно наблюдение за кочегарами при смене вахт отсутствует, кочегары при сдаче вахт топки с надле- Рис. 2. Подсобная'' и непроизводительная работа всего тралового флота по месяцам в 1933 году.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz