Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.

2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 лов, велосипедов. Тяжелые паровозы тянут полно­ грузные составы по неузнаваемой „Мурманке". Лицо сегодняшней Карелии— лицо страны сплош­ ной новостройки. В результате плановой увязки хозяй­ ства Карелии с хозяйством соседнего Мурмана на севе­ ре Карелии возникает мощный горно-химический ком­ бинат и заканчивается 1 очередь Нивского энерго- строигельства; на базе местного сырья и гидроэнергии возникает комбинированный промышленный узел в Кондопоге; строится морской механизированный порт в Сороке; возникают новые города, новые пролетар­ ские центры сегодняшней Карелии и т. д. и т. п. Не малые достижения Советской Карелии и в обла­ сти сельского хозяйства. На отвоеванных у суровой природы участках культурной с/х территории выросла сеть советских хозяйств. Пять машинно-тракторных стан­ ций обеспечивают колхозам Карелии технический рост, высокие урожаи и организационно-хозяйственное укрепление. Изменяется не только внешний облик со­ временной Карелии. Ее промышленный рост, успехи коллективизации, развитие средств транспорта и связи, рост национально-культурных учреждений, новых город­ ских поселений, школ, больниц, кино и т. д. — все это в связи с проводимой в Карелии ленинской националь­ ной политикой явилось действенным рычагом для пе­ ределки самого общественного сознания ранее угнетен­ ного и забитого трудового населения Карелии, для ис­ коренения „идиотизма деревенской жизни", так долго лелеявшегося здесь заботами кулака, попа и урядника. Одним из показателей роста Советской Карелии слу­ жит темп увеличения ее населения. Если 10 лет назад ежегодный естественный и так называемый по-старинке „механический"1 прирост населения Карелии составлял 7— 8 тыс. человек, то начиная с 1926 года средний го­ довой прирост населения составлял по Карелии уже 20 тыс. человек, достигая за последние годы 30—40 тыс. человек. Этот рост Советской Карелии сопровождался, есте­ ственно, и ростом вкладываемых в ее хозяйство госу­ дарственных средств. 10 лет назад в хозяйственное строи­ тельство Карелии направлялось ежегодно 6 - 8 млн. руб­ лей, при чем основным источником этих вложений слу­ жил местный карельский бюджет. Начиная с первых лет первой пятилетки, капитальные вложения по Карелии характеризуются необычайным ростом: в 1929 г. было вложено 25 млн. рублей, — в 1930 г. — 77 млн., в 1931 г.— 76 млн., в 1932 г — 150 млн. рублей. При этом глав­ ным источником вложений уже стал служить общесоюз­ ный бюджет, поскольку в хозяйстве Карелии, на ряду с ее лесной промышленностью, возник целый ряд других отраслей, имеющих всесоюзное значение. Не утрачивая своего лесоэкспортного значения, Советская Карелия наших дней превращается в многогранный хозяйственный комплекс. Это говорит нам прежде всего о правильности ге­ неральной линии партии, включающей в себя в каче­ стве важнейших направляющих точек плодотворные принципы ленинской национальной политики. Эта ха­ рактеристика достижений Советской Карелии говорит о силе тех несоизмеримых преимуществ, которые за­ ключает в себе наша социалистическая система обще­ 1 Общеупотребительным статистическим термином „меха­ нический прирост" мы пользуемся здесь условно: о каком „механическом" приросте можем мы говорить в нашем случае, если этот прирост о р г а н и ч е с к и п о д ч и н е н и связан с процессом хозяйственного роста Карелии. ственного устройства перед любой „усовершенствован­ ной" системой капиталистического образца, говорит о пробуждении творческих сил трудящихся Карелии и о колоссальных возможностях, таящихся в этих силах. На­ конец, приведенная характеристика достижений Совет­ ской Карелии является в то же время и характеристикой изменений обстановки, в которой ее трудящиеся бу­ дут участвовать в дальнейшем созидании бесклассового социалистического общества. Исходя из директивных указаний, которые даны ре­ шениями XVII Съезда ВКП(б), партийные и советские органы Карелии в основу плана 1934 года положили следующие задачи: а) сосредоточение особого внимания на безусловном выполнении планов по новостройкам Карелии и на бы­ стром завершении уже начатых объектов нового строи­ тельства; б) проведение необходимых мероприятий по улучше­ нию работы всех видов транспорта и связи; в) максимальное развертывание работ по коммуналь­ ному и культурно-бытовому строительству, особенно в г. Петрозаводске; г) борьба за поднятие уровня производительности труда, снижение себестоимости и поднятие качества про­ дукции во всех отраслях хозяйства; д) усиление мероприятий по развертыванию товаро­ оборота, по увеличению выпуска товаров широкого потребления, по улучшению снабжения трудящихся; е) форсирование развития промышленности стройма­ териалов с тем, чтобы уже к '1935 г. ликвидировать дефицит в местных стройматериалах; ж) обеспечение дальнейшего повышения урожайности в полеводстве и огородничестве и продуктивности жи­ вотноводства, на ряду с ростом стада; з) надлежащее развертывание работ Беломорско-Бал- тийского комбината. Общий объем капитальных вложений в народное хо­ зяйство Карелии определен планом 1934 года в сумме 166,8 млн. рублей. Из этой суммы на долю энергетики, тяжелой про­ мышленности и транспорта падает около 8 0% (130,3 млн. рублей). Уже приведенных цифр достаточно для того, чтобы с одной стороны представить себе грандиозность размаха социалистической стройки Карелии в 1934 году, а с другой — получить представление об основном ха­ рактере этой стройки, об основных линиях социалисти­ ческого строительства Карелии. Этот характер социали­ стического строительства Карелии говорит о форсиро­ ванном процессе ее индустриализации, о дальнейшем процессе превращения Карелии из лесоэкспортного пре­ имущественно района в район сложной развитой про­ мышленности. Одной из основных ведущих отраслей строительства в плане 1934 года выступает энергетика. На ее долю па­ дает 13,6°/0 всех капитальных вложений 1934 года (22,7 млн. рублей). План энергостроительства преду­ сматривает: пуск в эксплоатацию в 1 полугодии 1934 го­ да одного аггрегата Нивской ГЭС и постройку на Ниве в 1934 году верхнего регулирующего сооружения; окон­ чание работ по 1 очереди Сунастроя с целью присое­ динения реки Муны к Сандальской системе для обеспе­ чения в 3 квартале водой полной мощности существую­ щей Кондопожской ГЭС; форсирование строительства Соломенской электростанции для обслуживания потреб­ ностей г. Петрозаводска; окончание к осени 1934 г. р а­ бот по установке 2-го турбогенератора на паросиловой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz