Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.

34 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5 - 6 50 часов, что обеспечивает получение сельди на бере­ говых базах в свежем виде. Для района Канинско-Колгуевского, при среднем про­ беге одного судна туда и обратно на расстоянии до 300— 400 мор. миль (при среднем ходе в час до 6 узлов), оборачиваемость судна будет иная, нежели в первом слу­ чае, что совершенно изменяет тип судна (тоннаж), а также орудия лова и их количество, условия хранения и обработки на борту добытой рыбы. В данном случае возможно уже использование сельдя­ ного трала, отчасти кошелькового невода, а также плав­ ных сетей в значительно большем количестве (50—70 сеток на одно судно). Для наиболее отдаленных районов потребуются суда значительно большего тоннажа, при возможной обора­ чиваемости рейса в 14— 20 дней, с полной обработкой на борту добытой сельди. При точном учете всех этих специфических моментов должен быть создан активный промысловый флот, за­ хватывающий в процессе активного лова огромнейшие морские районы вне зависимости от каких-либо изме­ нений нахождения сельди в море. Важное значение имеет организация береговых про­ мысловых баз, разбросанных равномерно по всему побе­ режью в зависимости от характера облова прилегающих районов и являющихся опорными промыслово-добываю­ щими, а также и обрабатывающими береговыми пунктами. Такими базами явятся Порт — Владимир, Териберка, Порчниха, Дроздовка или Иоканга, как лучшие природ­ ные гавани для обслуживания промыслового флота. Сельдяной промысел на Мурмане имеет место всего лишь несколько последних лет (начиная с 1930 г.), потому особо важное значение приобретает вопрос изу­ чения и освоения современной техники иностранного сельдяного лова, что даст нам возможность быстро ис­ пользовать ее и углубить в условиях советского Мурмана. Наибольшее практическое значение в этом отношении приобретает для нас промысловая техника соседней Нор­ вегии, до границ которой от Мурмана всего лишь около 100 мор. миль. Основные промыслово-сельдяные районы Норвегии — все побережье Норвегии от северного Финмаркена до Немецкого моря, Исландия, Медвежьеостровский район, т. е. в общем почти те же самые районы, в которых необходимо и возможно развитие нашего сельдяного промысла. Ежегодная добыча сельди Норвегией составляет 500— 600 000 тонн. Согласно отчетных данных, количество запорных неводов в Норвегии достигает до 5 000, ко­ шельковых неводов до 1 000, плавных (дрифтерных) сельдяных сетей до 350 000. Ежегодно к берегам Исландии на кошельковый лов сельди, примерно, с июня до половины сентября выхо­ дит 150 —200 норвежских парусно-моторных и парусно­ паровых судов, имеющих, в среднем, тоннаж нетто до 60— 85 регистровых тонн. Норвежский сельдяной лов происходит почти круглый год. Добычу сельди норвежцами по отдельным орудиям лова можно представить в следующем виде: запорные невода — 50°/0, кошельковые невода— 3 5% , плавные сети — 10% , ставные сети — 5% . Такое разнообразие орудий лова, при наличии соот­ ветствующего промыслового флота, охвате столь обшир­ ной промысловой территории, наличии точных промы­ словых карт, научных данных по миграции сельди, по ­ всеместной телефонной береговой связи и пр. сделало современный норвежский сельдяной лов достаточно устой­ чивым и независимым от различных стихийных случай­ ностей. В истории норвежского сельдяного промысла чрезвы­ чайно характерно ^о обстоятельство, что до момента развития активного сельдяного лова с конца минувшего столетия этот лов носил исключительно случайный ха­ рактер и результаты добычи сельди были незначительны. С внедрением плавного (дрифтерного) лова сельдяной промысел быстро пошел по пути развития и с 6 500 бочек добытой сельди в 1902 г. поднялся до 80 259 бочек сельди в 1907 г. При наличии механизированного флота, быстрой пере­ броски запорных неводов по всем многочисленным нор­ вежским заливам (фиордам), береговой связи, контроль­ ных пунктов и пр. даже пассивный лов сельди запорными неводами принял активный характер и явился крупней­ шим видом массового сельдяного лова. Мне неоднократно лично приходилось наблюдать, когда норвежские пароходы с запорными неводами (в 1911 году, в 1912 г., 1913 г.) приходили даже в за­ ливы пустынного в то время западного Мурмана (в Пе- ченгский залив, особенно в губу Амбарную) и добы­ вали здесь десятки тысяч тонн сельди. Нельзя не отме­ тить того обстоятельства, что норвежский сельдяной (да и всякий другой) лов протекает в условиях исклю­ чительной эксплоатации рыбака, получавшего и полу­ чающего за свой тяжкий труд нищенскую заработную плату, не обеспечивающую его жизни. Необходимо тщательно изучить промысловую технику норвежского сельдяного лова для использования его на нашем Мурмане. Такое изучение этого промысла должно быть прежде всего направлено на изучение типа промысловых судов, изучение орудий лова, их эффектив­ ности, методов и условий использования, изучение про­ мысловых районов и условий промысла, изучение мето­ дов обработки и использования добытой сельди на борту судов и на береговых базах. Траловый тресковый лов на Мурмане, начатый в 1920 г., в настоящее время обратился в крупнейший организо­ ванный лов во всем мире. С таким же успехом мы можем и должны органи­ зовать сельдяной массовый лов на Мурмане с охватом всех ближайших, а также и отдаленных промысловых районов. Страны развитого сельдяного промысла, развившие до­ статочно сильную промысловую технику — Норвегия, Дания, Германия, Англия — имеют специфические особен­ ности в технике сельдяного лова. Изучение этого опыта и практическое освоение его на Мурмане явится проч­ ным основанием планомерного развития нашего сельдя­ ного лова, гарантирует от различных случайностей, свя­ занных с подходами или неподходами сельди в опре­ деленные пункты Мурманского побережья. Без этого прочного технического базиса вряд ли воз­ можно говорить о массовом и регулярном лове сельди на Мурмане, независимо от всяких разговоров о том, регулярно или нет сельдь подходит к берегам Мурмана. А. Ж илинский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz