Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.

N° 5—6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 33 Наблюдатель за качеством Т. Хромулин. 4 Книжка в серой обложке с лаконичной надписью: „Дневник наблюдений за качеством11. Хотя эта книжка не закончена, но читается с большим интересом. Она повествует об упорной повседневной борьбе передовых рабочих за качество продукции, за сохранение высоких вкусовых качеств мурманской сельди и трески, за культурные методы работы. Она рассказывает об опыте передовых рабочих. Эту книгу пишет не литератор. У нее массовый автор: наблюдатели за качеством — пе­ редовые рабочие рыбообрабатывающих предприятий. Такую книгу вы встретите в посолочном цехе, в клип- фискном отделении, на утильзаводе, на фильтрозаводе, в цехах бондарного завода, в холодильнике. Перелис­ тайте страницы ее, и перед вами встанет целая галле- рея бракоделов. Тут же вы прочтете, что бракоделы привлечены к ответственности. Наблюдательство за качеством является одним из результатов большой работы по улучшению качества обработки рыбы, развернутой под руководством Мур­ манского ОК ВКП(б). Мурман уже добился первых успехов на этом фронте. Еще совсем недавно железно-дорожные маршруты вывозили из Мурманска главным образом соленую про­ дукцию и немного свежья. Теперь рыбная промышлен­ ность Мурмана значительно расширила ассортимент вы­ пускаемой продукции. Рыбные маршруты с Мурмана теперь везут в пролетарские центры и консервы, и копченую рыбу, и анчоусы, и стеарин, и рыбное филе. Мурман сейчас дает свыше 15 видов рыбной про­ дукции. В конце 1933 года Рыбный Мурман начал выпол­ нять качественные показатели. Это продолжается и в 1934 году. Тов. Микоян с трибуны XVII партсъезда заявил, что Мурман добился успехов в повышении каче­ ства продукции. И наблюдательство за качеством сыграло в этом не последнюю роль. Но сделано еще не все. Борьба за завоевание авто­ ритета мурманской рыбопродукции не окончена. Наблю­ датели за качеством должны еще энергичнее штурмовать недочеты, еще беспощаднее разоблачать бракоделов и носителей антисанитарии, и тогда мурманская рыбо­ продукция займет почетное место на прилавках мага­ зинов пролетарских центров. Ив. Порт. За освоение техники сельдяного лова на Мурмане При практическом решении вопроса о максимальном развитии на Мурмане сельдяного лова основным момен­ том является коренная реконструкция промысловой добы­ вающей техники. Промысловая добывающая техника, как правило, дол­ жна обладать наибольшей активностью и наименьшей зависимостью от различных внешних случайностей (усло­ вия погоды, отсутствие около самых берегов рыбы и проч.). В сельдяном промысле, как и вообще во всяком другом, прежде всего недопустимо пассивное ожидание подходов косяков сельди к берегам, к тем или другим желательным ловцу береговым пунктам. Современные основные орудия массового сельдяного лова — запорные невода, кошельковые невода, тралы, плавные сети (дрифтерные) распадаются на пассивные и активные. Из этих орудий сельдяного лова к орудиям пассивным можно отнести запорные невода, хотя послед­ ние и являются по своей технике и по результатам до­ бычи орудиями исключительно массового лова сельди. Современный сельдяной лов на Мурмане основывается, главным образом, на запорном лове и лишь в самой ничтожной мере (не более Ю°/0) на активном. Активный лов на Мурмане находится еще в самой первоначальной стадии своего развития и носит опытный характер. Таким образом, организация и развитие активного сельдяного лова на Мурмане является основной и неот­ ложной задачей развития массовой добычи сельди. Отсутствие сельди в том или ином районе по каким- либо еще неизвестным и неизученным причинам вовсе еще не свидетельствует об отсутствии сельди в море. Это говорит только о недостаточности научных знаний по миграции сельди и пр., об отсутствии достаточного активного сельдяного лова, в виде специальных судов, упомянутых кошельковых неводов, тралов, плавных се­ тей и т. п. Мы имеем четыре основных промысловых района воз­ можного сельдяного лова: Мурманский, от границ Нор­ вегии до горла Белого моря, Канинско-Колгуевский, Шпицбергенско- и Медвежье - Островско - Норвежский, Исландский. Такое примерное территориальное распределение сель­ дяного промысла выдвигает целый ряд специфических требований, применительно к условиям каждого отдель­ ного из упомянутых районов, в отношении типа про­ мысловых судов, характера орудий лова, условий обра­ ботки и хранения на борту добытой рыбы. Разработка и разрешение всех этих вопросов составит j o t необхо­ димый технический базис, на котором должен быть по­ строен северный сельдяной промысел. Так, например, в прибрежной зоне Мурмана (в Мотов­ ском заливе, в Кольском заливе, далее по восточному берегу Мурмана — от Териберки до Иоканги) могут быть использованы для открытого морского лова сельди плав­ ными сетями сравнительно мелкие промысловые парусно­ моторные суда (16 —20 м длиной), с нагрузкой, в сред­ нем, около 25— 35 сетей на одно судно и при оборачи­ ваемости одного промыслового рейса, примерно, в 48—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz