Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.

Ш0МУРШК1Ш ___ а ш ш ц^^иШшй ...... ......... ................. .. jvb 5 — 6 1934 № 5 — 6 Карелия и Мурман в 1934 году Пламенный энт узиа зм строителей социализма обогрел ледяные пустыни Советского Севера, вы звал к жизни и поставил на службу социализму его сокровища: бесплодные тундры превращаются в цветущие п обильные поля социалистического зем леделия ; непроходимые ледовые просторы полярных морей превращаются в великий водный путь севера Евразии', реки, о зера и моря Советского Севера соединяются грандиозными каналами ; сила течения северных р е к превращается в миллионы киловаттчасов электрической энер­ гии; лес и ры ба — превратились в сырьевые рессурсы передовой технически мощной лесной и рыбной индустрии. XV II съезд большевиков-победителей поставил перед Советским Севером новые грандиозные задачи , освоение кот оры х являет ся делом огромной х о зя й ­ ственной и политической важности. Карело-Мурманский край — важнейший участ ок борьбы за освоение производительных сил Советского Севера. В пе­ чатаемой ниже статье схематически очерчены контуры тех грандиозных задач , которые стоят перед Советской Карелией и Советским М урманом в текущем 1934 году. Опальный смоленский помещик и известный в свое время русский поэт Ф. Н. Глинка, будучи в олонецкой ссылке, писал о Карелии: „Пуста в Кареле сторона, Безмолвны севера поляны: В тиши ночной, как великаны, Восстав озер своих со дна, В выси рисуются обломки, Чуть уцелевшие потомки Былых первоначальных гор, Но редко человека взор Скользит, заходит в их изгибы". С тех пор прошел не один десяток лет. Русский ка­ питализм за эти десятилетия проявил черты стремитель­ ного роста. В то же время российская империя, обеспе­ чив себе место среди „великих держав0 мира, успешно проводила в интересах русского капитализма захват и порабощение отсталых народностей. Карелия достаточно остро ощущала на себе все последствия колониальной политики царизма. Внедрявшийся в Карелию русский и иностранный капитал ориентировался на возможность безграничной эксплоатации ее национально угнетенного и культурно отсталого населения и, довольствуясь сверхприбылями от хищнического использования лесных и рыбных богатств, не был заинтересован ни в ее про­ мышленном и культурном развитии, ни в изучении ее неведомых возможностей. Карелия продолжала оставаться страной бездорожья, „непуганных птиц", „пустой сто ­ роной" и одним из излюбленных „не столь удаленных мест" российского царизма. Этот краткий „взгляд" в недавнее прошлое Карелии неизбежен для'того, чтобы осознать глубину пропасти, отделяющей сегодняшнюю Советскую Карелию от вче­ рашней царской окраины. * < Г н л у ч м л Если не считать нескольких мелких лесопилок с уста­ ревшим оборудованием, полуразрушенной „времянки"— прообраза Мурманской полярной магистрали— да допо­ топного Онежского завода, то нужно прямо сказать, что Советская Карелия приступила к творческой хозяй­ ственной и социально-культурной работе на неподня- той целине. % Каковы же результаты этой творческой жизни Совет­ ской Карелии? Что кладет она сегодня в фундамент своего дальнейшего роста? С чем трудящиеся Карелии встретили XVII съезд большевиков-победителей? Советская Карелия сегодняшнего дня — страна мощ­ ной технически вооруженной лесной промышленности, являющейся „валютным цехом" индустриализации Совет­ ского Союза. Сегодняшняя Карелия — страна, вместившая в свои пределы величие Беломорско-Балтийского водного пути, о котором бессильно фантазировали целые поко­ ления царской Олонии. % Советская Карелия сегодняшнего дня — страна, имею­ щая в своем активе горную и металлообрабатывающую промышленность, Кондопожскую бумажную фабрику, механизированные кирпичные заводы, судостроительные верфи, консервные заводы, сыроваренную и маслобойную промышленность и т. д. Стремительный бег ее рек направлен в турбогенераторы гидроэлектрических стан­ ций. Над ее безграничными лесами й> озерами раз­ дается ворчливое стрекотание самолетов, обслуживаю­ щих постоянные воздушные линии и лесное хозяйство. Трактор и грейдер (изготовленный, кстати сказать, на реконструированном Онежском заводе) „отрицают" вековечное карельское бездорожье,' прорезав былую лес­ ную глушь и топь болот густой сетью первоклассных дорог, по которым мчатся сотни автомобилей, мотоцик- В J54H ZU

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz