Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.

№ 5—6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 19 сов, которая необходима для углубленности использования местного сырья и комбиниро­ вания химического производства с лесообра­ батывающей промышленностью. При реализации Юго-Северного варианта в Медвежегорском узле создается база для лесо-химического комбината с углежжением, необходимым в свою очередь для электро­ плавки концентратов Пудожгорских титано- магнетитовых руд на ванадистый чугун .. Осуществление Юго - Северного варианта дает также возможность стать на путь со­ четания лесохимии с более сложными и тон­ кими производствами. К числу таких произ­ водств принадлежит производство синтетиче­ ского каучука. Исходным материалом для него является газ ацетилен. Ацетилен образуется от действия воды на карбид-кальция, а последний получается взаимодействием угля с известью (местных рессурсов) в электрической печи. Непременным условием для производства синтетического каучука является ближайшее соседство дешевой гидроэлектрической цен • трали, какой при Юго-Северном варианте является Кумсинская гидро установка, исклю­ чающая необходимость удорожающей каждый использованный киловат-чзс трансформации и передачи издалека электрической энергии. / & Я ' Л □ Е Н D Р [ * ** efci* »■ Особо остановимся на перспективах, откры­ ваемых Юго-Северным вариантом в деле ис­ пользования энергии Кумсинской гидростан­ ции для двух важнейших производств. Мы имеем ввиду электроплавку ванадистого чу­ гуна из концентратов Пудожгорских титано- магнетитовых руд, содержащих значительный процент титана, а также— производство ферро­ силиция. Все имеющиеся предпосылки говорят о целесообразности расположения этих про­ изводств непосредственно у Кумсинских гидро­ установок в районе Медвежьей-Горы: 1. Ванадистый чугун и ферро-силиций должны иметь обеспеченный, бесперебойный транспорт к Ленинграду, ввиду регулярной потребности в них Ленинградской металлур­ гии. Эго обстоятельство не позволяет орга­ низовать получение ванадистого чугуна и ферросилиция непосредственно в районе Пудожгоры, отрезанном на 6 месяцев от пу­ тей сообщения. 2. Получаемые при электроплавке 100 тыс. тонн ва­ надистого чугуна, до 80 тыс. тонн высоко-ценных ти­ тановых шлаков также требуют хорошей транспортной связи с Ленинградом (если они не будут перерабаты­ ваться на месте на ферро-титан или белила, хотя и для этого Медвежья-Гора имеет также лучшие условия, чем район Пудожгоры). 3. Неизбежная потеря 36 милл. киловаттчасов энер­ гии при передаче 320 милл кет /ч из Медвежьей-Горы в район Пудожгоры для электроплавки 100 тыс. тонн ванадистого чугуна и 10 тыс. тонн ферро-силиция оце­ нивается суммой 900 тыс . р у б л е й (не учитывая эксплоатационных расходов по линии передачи). Стои­ Схема промышленных узлов на базе Юго-Северного варианта. мость же доставки 170 тысяч тонн концентрата титано- магнетитовой руды, потребных для производства 100 ты­ сяч тонн ванадистого чугуна, от Пудожгоры до Мед­ вежьей-Горы, водой по Онежскому озеру на расстоя­ нии 104 км , с погрузкой и выгрузкой обойдется в 382 тыс. рублей. Другими словами, потеря на пере­ даче энергии при производстве ванадистого чугуна и ферро -силиция в Пудожгорском районе в два слишком раза перекрывает стоимость доставки концентратов ти- тано-магнетитовых руд от Пудожгоры до Медвежьей- Горы. 4. Стоимость доставки по Онежскому озеру тонны шунгита в Медвежью-Гору и Пудожгору почти одина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz