Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.
14 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ МИДв СЯТ ИПЯ ГИ - ' 1< ило^ Деревянные опоры линии передачи метровая линия пе на Хибиногорск. редачи тока до Хи- биногорска; 5) возведены сооружения напорного бассейна, станции и повысительной подстанции. Выполнение такого значитетьного объема работ в 3 Vi года было бы невозможным без механизации строительства. Дело решили экскаваторы, паровозы, думпкары, деррики, компрессоры, насосы, дробилки, бетономешалки, бетонирующие снаряды и т. д. В част ности, работы по сооружению деривационного канала были механизированы на 100% : выемка грунта произ водилась 4 паровыми экскаваторами; для отвозки породы применялись 40-тонные опрокидывающиеся думпкары и т. д. Особенно необходимо отметить работу парово- зов-танков, поднимающих два думпкара по пути с 70-ты сячными уклонами, т. е. применявшихся там, где обыч ного типа паровозы были непригодными. Бетонирование откосов канала такя^е было механизировано при помощи 3-х бронирующих снарядов „Пинглер", частично пере конструированных, а частично и заново выстроенных на площадке строительства с помощью Онежского за вода. Все механические средства, участвовавшие в строи тельстве НИВАГЭС II, были сконцентрированы в руках главного механика, молодого инженера Ф е о к т и с т о в а . Наш метод сосредоточения в руках главного механика всех механизмов, ремонтных мастерских н руководства механизацией работ мы считаем единственно правиль ный: распыление дела механизации между начальниками отдельных участков строительства не привело бы ни к чему, кроме излишней бестолочи, обезлички, не производительного использования и поломки механиз мов. Нужно особо подчеркнуть, что НИВАГЭС II обору дована и с к л ю ч и т е л ь н о силами нашей советской промышленности. Особые заслуги в этом деле принадле жат ленинградским заводам „Сталина", „Кирова", „Воро шилова*, „Севкабель", Электросила'*, „Кр. Путиловец“ и др., а также Онежскому заводу, выполнившим для строительства ряд ответственных заказов. Благодаря той заботливости, которой были окружены заказы Нива- строя со стороны рабочей общественности заводов, Нивастрой получил в срок все необходимое оборудо вание: краны, лебедки, щиты, шандоры, турбину, гене ратор, масляники, кабель, провода и т. д. Качество ботой на Нивастрое. Канал этот, имеющий 4442 ме тра длины, при сечении около 190 м.2, проходит ча стично (600 м.) в скальной выемке, частично в глубокой моренной выемке, частично в насыпанных дамбах и выем ках с насыпкой. Канал покрыт бетонной одеждой 15— 25 см толщины, под которой положен двухслойный фильтр из щебенки и песка. По дну канала через ка ждые 15 метров установлены два ряда дренажных бетон ных колодцев, соединенных с фильтром. Деривационный канал выстроен в два коротких летних сезона. Работы по бетонированию канала производились в две очереди. Летом 1933 г. бетонирование откосов было доведено до отметки И З , а летом 1934 г. про должено до отметки 116. Это дало возможность выпол нить работы по бетонированию без тепляков (тепляки здесь невозможны были вообще). С другой стороны эта последовательность покрытия откосов бетонной одеждой позволила пустить станцию уже в июне 1934 г., что было бы неосуществимым, если бы откосы бетонирова лись сразу на всю высоту. Важнейшей частью строительных работ по НИВАГЭС II явилось сооружение станционного узла. За зиму 1933-34 г. (декабрь—май) были выполнены грандиозные работы по строительству водонапорного бассейна, линии трубо провода, здания станции, служебного корпуса, повыси тельной подстанции и отводящего канала. Одной из интереснейших новелл гидротехники явилось при этом сооружение деревянного напорного трубопро вода, длиною 120 метров и диаметром 4 метра с нор мальным напором до 4 атмосфер. Трубопровод этот построен ленинградским заводом им. т. Ворошилова и, как показали первые испытания, дал вполне удовлетво рительные результаты. Боязнь дерезянных трубопрово- водов такого большого сечения и напора оказалась не основательной. Комсомолка—бетон щица Краснознамен ной бригады Зяблова. Таня Михайлова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz