Карело-Мурманский край. 1934, N5-6.

14 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ МИДв СЯТ ИПЯ ГИ - ' 1< ило^ Деревянные опоры линии передачи метровая линия пе­ на Хибиногорск. редачи тока до Хи- биногорска; 5) возведены сооружения напорного бассейна, станции и повысительной подстанции. Выполнение такого значитетьного объема работ в 3 Vi года было бы невозможным без механизации строительства. Дело решили экскаваторы, паровозы, думпкары, деррики, компрессоры, насосы, дробилки, бетономешалки, бетонирующие снаряды и т. д. В част­ ности, работы по сооружению деривационного канала были механизированы на 100% : выемка грунта произ­ водилась 4 паровыми экскаваторами; для отвозки породы применялись 40-тонные опрокидывающиеся думпкары и т. д. Особенно необходимо отметить работу парово- зов-танков, поднимающих два думпкара по пути с 70-ты­ сячными уклонами, т. е. применявшихся там, где обыч­ ного типа паровозы были непригодными. Бетонирование откосов канала такя^е было механизировано при помощи 3-х бронирующих снарядов „Пинглер", частично пере­ конструированных, а частично и заново выстроенных на площадке строительства с помощью Онежского за­ вода. Все механические средства, участвовавшие в строи­ тельстве НИВАГЭС II, были сконцентрированы в руках главного механика, молодого инженера Ф е о к т и с т о в а . Наш метод сосредоточения в руках главного механика всех механизмов, ремонтных мастерских н руководства механизацией работ мы считаем единственно правиль­ ный: распыление дела механизации между начальниками отдельных участков строительства не привело бы ни к чему, кроме излишней бестолочи, обезлички, не­ производительного использования и поломки механиз­ мов. Нужно особо подчеркнуть, что НИВАГЭС II обору­ дована и с к л ю ч и т е л ь н о силами нашей советской промышленности. Особые заслуги в этом деле принадле­ жат ленинградским заводам „Сталина", „Кирова", „Воро­ шилова*, „Севкабель", Электросила'*, „Кр. Путиловец“ и др., а также Онежскому заводу, выполнившим для строительства ряд ответственных заказов. Благодаря той заботливости, которой были окружены заказы Нива- строя со стороны рабочей общественности заводов, Нивастрой получил в срок все необходимое оборудо­ вание: краны, лебедки, щиты, шандоры, турбину, гене­ ратор, масляники, кабель, провода и т. д. Качество ботой на Нивастрое. Канал этот, имеющий 4442 ме­ тра длины, при сечении около 190 м.2, проходит ча­ стично (600 м.) в скальной выемке, частично в глубокой моренной выемке, частично в насыпанных дамбах и выем­ ках с насыпкой. Канал покрыт бетонной одеждой 15— 25 см толщины, под которой положен двухслойный фильтр из щебенки и песка. По дну канала через ка­ ждые 15 метров установлены два ряда дренажных бетон­ ных колодцев, соединенных с фильтром. Деривационный канал выстроен в два коротких летних сезона. Работы по бетонированию канала производились в две очереди. Летом 1933 г. бетонирование откосов было доведено до отметки И З , а летом 1934 г. про­ должено до отметки 116. Это дало возможность выпол­ нить работы по бетонированию без тепляков (тепляки здесь невозможны были вообще). С другой стороны эта последовательность покрытия откосов бетонной одеждой позволила пустить станцию уже в июне 1934 г., что было бы неосуществимым, если бы откосы бетонирова­ лись сразу на всю высоту. Важнейшей частью строительных работ по НИВАГЭС II явилось сооружение станционного узла. За зиму 1933-34 г. (декабрь—май) были выполнены грандиозные работы по строительству водонапорного бассейна, линии трубо­ провода, здания станции, служебного корпуса, повыси­ тельной подстанции и отводящего канала. Одной из интереснейших новелл гидротехники явилось при этом сооружение деревянного напорного трубопро­ вода, длиною 120 метров и диаметром 4 метра с нор­ мальным напором до 4 атмосфер. Трубопровод этот построен ленинградским заводом им. т. Ворошилова и, как показали первые испытания, дал вполне удовлетво­ рительные результаты. Боязнь дерезянных трубопрово- водов такого большого сечения и напора оказалась не основательной. Комсомолка—бетон­ щица Краснознамен­ ной бригады Зяблова. Таня Михайлова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz