Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.

6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3— 4 между чукотскими поселениями промежуточные базы горючего и продовольствия. На север на пароходе „Сталинград” из Петропавлов- ска-на Камчатке были отправлены два легких самолета Ш-2, из Владивостока на пароходе „Смоленск"— пять самолетов Р-5 и два самолета У-2, и на пароходе „Совет* — самолеты пилотов Б о л о т о в а и С в я т о ­ г о р о в а. Кроме того, из Хабаровска были двинуты лётом три самолета под управлением В о д о п ь я н о в а , Д о р о н и н а и Г а л ы ш е в а . В Соединенные Штаты Америки были командированы выдающийся советский полярник Г. А. У ш а к о в 1 и летчики С л е п н е в и Л е в а н е в с к и й . Они купили в Америке два тяжелых самолета и перелетели на них в Ванкарем — ближайшее к лагерю Шмидта место чукот­ ского побережья. Таким образом, в дополнение к четырем самолетам, уже находившимся на Чукотке, были двинуты еще шест­ надцать самолетов. В качестве резерва на север был отправлен отряд дирижаблей, а из Ленинграда к лагерю Шмидта вышел ледокол „Красин". Ледорез „Литке" был поставлен в ремонт, после которого и он должен был итти в Чукотское море. На пустынном берегу у Ванкарема был подготовлен аэродром, установлена радиостанция, построено жилье. В Ванкарем на собаках доставили горючее и продоволь­ ствие. Радисты советских станций на побережье северных полярных морей работали день и ночь, все время поддержи­ вая двухстороннюю связь Москвы с лагерем Шмидта. Редкое население Чукотки, не обращая внимания на лютый холод и пургу, не покладая рук, помогало строить 1 В прошлом начальник советской колонии на острове Врангеля и начальник первой полярной базы на Северной Земле,' ныне — заместитель начальника Главного Управления Северного морского пути. Тов. Кадацкий встречает поезд челюскинцев в Ленинграде. базы, посадочные площадки для самолетов и расчищало аэродромы от снежных заструг. Понадобилось два месяца, чтобы подготовить, провести и закончить все спасательные работы. В течение первого месяца одному только летчику Л я п и д е в с к о м у на мощном самолете АНТ-4 удалось спуститься на лед у лагеря Шмидта. Полет был совершен при морозе в 38 градусов. В один рейс Ляпидевский вывез из лагеря десять женщин и двух маленьких детей, из которых шестимесячная девочка, К а р и н а В а с и л ь ­ е в а , дочь геодезиста острова Врангеля, родилась на „Челюскине", среди льдов Карского моря. Всех спасен­ ных Ляпидевский доставил по воздуху в Уэллен. Наступил долгий перерыв, во время которого самолеты стягивались к Ванкарему. Авио-звено Каманина, поднявшееся с обледенелых берегов Камчатки, направилось к Ванкарему через тайгу, через безлюдные пространства Анадырского края. Из Хабаровска следом за ним двигались самолеты Водопья­ нова, Доронина и Галышева. Сквозь туманы и метели они достигли Анадыря, оттуда Водопьянов и Доронин через Анадырский хребет перелетели в Ванкарем. Челюскинцы были твердо убеждены в том, что их спасут, и продолжали готовить и расчищать свои „ледяные аэродромы"— площадки для спуска самолетов. 7 апреля установилась ясная морозная погода. В этот день летчики Каманин, Молоков и Слепнев вывезли со льда пять человек, 10 апреля — 22 человека и 11 апреля — 35 человек. В числе спасенных был и заболевший воспалением легких начальник экспедиции Шмидт. 12 апреля подоспели летчики Водопьянов и Доронин, переброска челюскинцев на материк была закончена. 13 апреля на твердую землю были перевезены последние шесть челюскинцев. Среди них были заместитель начальника экспедиции Б о б р о в , капитан Воронин и остававшийся до последней минуты на своем посту радист Кренкель, Страна встречает героев Арктики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz