Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.

68 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3—4 чили практики-зверобои в процессе накопления соб­ ственного практического опыта и тем самым определили пути и методы дальнейшего развития полярного морского зверобойного промысла, дав в конечном итоге богатые материалы по изучению морских зверей полярных вод. Плавания зверобойных судов в течение шести лет подряд дали огромный материал для дальнейшего ра­ ционального построения зверобойного промысла и вы­ явления общих условий навигации. Насколько глубокий опыт приобрели зверобойные суда, видно из характера их плаваний. Некоторые суда, например, в течение на­ вигации до 10— 15 раз огибали мыс Желания; в районе Земли Франца Иосифа нет островка, который бы не обошли зверобойные суда, учитывая, что основная за­ дача их плавания заключается в отыскивании морских зверей на берегах или на льдах и, следовательно, при минимальном плавании по чистой воде. Средний пробег одного судна в течение сезона плавания составлял 3 ООО— 4 ООО, а в отдельных случаях достигал до 6 ООО мор­ ских миль. Плавание зверобойных судов з а . время полярного рейса протекает в исключительно неблагоприятных гидро­ метеорологических условиях, до последней степени осло­ жняющих собственно промысел. Для характеристики приведем данные из опыта плавания в 1933 г. к Земле Франца Иосифа зверобойного судна „Смольный". Время плавания с 16 июля по 15 октября Время на поиски зв ер я ................38 суток Время на штормы и туман . . . 31 сутки Переход на промысел и с промысла 12 сурок Время промысла зв ер я .......................... 6 суток Температура воздуха колебалась в пре­ делах -+-4° до — 6° С Ходовых ч асов.......................................1 269 Пройдено морских миль . . . . . 3000 Итоги последних полярных зверобойных плаваний внесли уже настолько серьезные новые данные по освое­ нию условий плавания, что представляется возможным говорить о будущем желательном типе полярного мор­ ского зверобойного судна, его оборудовании и про­ мысловом снаряжении. Преодоление полярных трудностей плавания, связан­ ного с возможной зимовкой в суровых арктических условиях, выдвигает ряд специфических требований (тон­ наж, судовые помещения, минимум команды, запасы то­ плива, специального полярного снабжения и т. д.), ко­ торые должны быть положены в основу организации морского зверобойного полярного промысла, да и во­ обще всякого полярного плавания. Зверобойное полярное судно должно обладать доста­ точной прочностью для плавания во льдах, максимально противостоять напору льдов, обладая в то же время соответствующими обводами для поднятия надо льдом при сжатиях, иметь все удобства для возможной зимов­ ки и пр. Одним цз существенных требований, предъявляемых зверобойному судну, является необходимость оборудова­ ния специальной конструкции подъемными винтами и рулями, которые при плавании во льдах составляют самое уязвимое место. Таким образом, полярный зверобойный промысел, идя опытным путем в отношении расширения сферы своей деятельности, одновременно идет и по пути подробного гидрографического изучения районов своего плавания, тем самым как бы дополняя ту огромную работу ис­ следовательского характера, которую ведет непосред­ ственно и само Главное Управление морского пути в виде своих многочисленных экспедиций на судах ледо­ кольного типа, береговых радио-станциях и пр. Допуская, что в полярном зверобойном промысле в ближайшие годы будут участвовать до 15—20 зверо­ бойных судов, и учитывая примерное их распределение ,по отдельным полярным районам (Карское море, Земля Франца Иосифа, район к востоку от Карского моря), на основе имеющегося современного опыта зверобой­ ного промысла, получим, что значительная часть судов зверобойного флота будет направлена в район морского пути (на промысел белухи, моржа). Распределение зверобойных судов по отдельным рай­ онам плавания в значительной мере производится по плану, поскольку, конечно, позволит в будущем состояние льдов. Зверобойные суда придерживаются принципа попарного плавания, т. е. плавания, по возможности, двух судов на каком-либо морском участке, в целях поддержания взаимной связи на всякий случай. Район Северного Морского пути захватывает про­ странства десятков тысяч морских миль, поэтому он по­ требует десятки судов, предназначенных для исследова­ тельской работы и его частичного обслуживания. Переключение зверобойного флота, на ряду со своей промысловой деятельностью, в область обслуживания Северного пути является не только практически воз­ можным, но и неизбежным, и к тому же особо эффек­ тивным в деле наискорейшего разрешения великой про­ блемы мореплавания вдоль Сибирского побережья. Плавание зверобойных судов за время полярного рейса происходит с конца июня и, примерно, до по­ ловины октября, т. е. до наступления полярной зимы. Таким образом, зверобойные суда одновременно без всякого ущерба для промысла смогут производить и исследовательскую работу и лр. Включение в программу работ зверобойных судов вопросов исследовательского характера фактически всегда возможно, поскольку основной кадр экипажа зверобой­ ных судов является вполне высококвалифицированным и поскольку, кроме того, возможно включение в состав экипажа судов соответствующих узких специалистов "(гидрологов, гидрографов и пр.). Так как Главсевморпуть объединит все вопросы изуче­ ния и освоения Великого Северного морского пути,— все вопросы дальнейшего развития полярного морского зверобойного промысла и наиболее полного и целесо­ образного использования полярного зверобойного флота должны быть сосредоточены в ведении Главсевморпуть. Главсевморпуть—организация технически настолько мощная, что может с особым успехом вести полярный зверобойный промысел, располагая необходимым техни­ ческим базисом в виде зверобойных судов и ледоколь­ ных пароходов, береговыми радиостанциями, аэрораз­ ведкой, береговыми пунктами и пр. Главсевморпуть может объединить береговой зверо­ бойный промысел с судовым зверобойным промыслом, подведя, таким образом, общий план необходимого раз­ вития зверобойного промысла в отношении всех его видов (моржовый, белуший и пр.) Полярный морской зверобойный промысел — необхо­ димый и ответственный этап разрешения великой про­ блемы Северного морского пути, впервые в истории конкретно поставленной страной победившего пролета­ риата. А. Жилинский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz