Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.
№ 3—4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 65 Колхозный рыбацкий флот в Цып-наволоке. он может использовать для тралирования. Но все 3,5 часа мы не можем прибавить к 42 ч. 39 м., тдк как при уве личении интенсивности траления происходит соответ ствующее увеличение числа случаев аварийных тралений, т. е. увеличивается время починки трала. Зная, что починка трала и чистое тралирование вы ражаются соотношением 12,20 и 42,65, не трудно вы считать, что увеличение удельного веса чистого трали рования за счет увеличения спуска и подъема трала про изойдет на 2,7 часа, а починка трала на 0,8 час. Совершенно аналогичным способом мы составили ниже приводимую таблицу,которая показывает изменение по казателей по отдельным элементам режима в зависимости от продолжительности отдельного тралирования. Элементы режима Продолжительность траления 2 ч. 2,5 ч. 3 ч 3,5 ч. 4 ч. Спуск-подъем трала . . . 18,29 16,49 14,00 12,66 0,80 Чистое траление . . . . 45,35 6,78 48,84 49,77 50,45 Уборка рыбы ...................... 0,85 0,85 0,85 0,85 0,85 Починка т р а л а ...................... Простои по гидрометеоро 13,00 13,36 13,81 14,20 14,67 логическим условиям 11,78 11,78 11,78 11,78 11,78 Поиски рыбы . . . . . 8,57 8,57 8,57 8,57 8,57 Прочие причины .................. 2,16 2,16 2,16 2,16 2,16 Эта таблица показывает, как при увеличении продол жительности отдельного траления увеличивается удель ный вес тралирования в режиме промысловых траулеров при одновременном сокращении веса другого элемента режима — спуска и подъема трала. Оказывается, доведя среднюю продолжительность тра лирования даже до 4 часов, мы, однако, не получаем такой величины удельного веса тралирования, какую мы встречаем в режиме иностранных дизельных траулеров— 6 5% , у которых продолжительность траления коле блется от 2 до 4 часов. В чем же дело? Почему, увеличивая среднюю про должительность траления до 4 часов, мы не получаем равных с иностранными траулерами показателей? Увеличение продолжительности траления есть только один из путей улучшения режима промыслового плава ния. В режиме нашего тралового флота есть ряд дру гих элементов, невыгодно отличающихся от режима ино странных траулеров, как например, наличие большого удельного веса поисковой работы, что обусловлено не достаточным знанием промысловых районов и неудо влетворительной организацией поисков. Велик процент аварийных тралений и вытекающие отсюда починки трала, что объясняется плохим качест вом пеньки, небрежным отношением к тралу со стороны капитанов, которые часто берут в руки карту грунтов Баренцова моря после того, как потеряют или порвут трал и т. д. Наличие большого удельного веса отрицательных эле ментов режима и является причиной того, что, увеличи вая продолжительность траления до 4 часов, нужного эффекта мы не достигаем. Таким образом, путь к улучшению режима лежит че рез исключение некоторых элементов, как, например, по исковой работы, из режима промысловых траулеров, через сокращение удельного веса отрицательных эле ментов и через увеличение средней продолжительности отдельного траления. Этот путь одновременно является одним из путей ра ционализации нашего тралового промысла на Мурмане. Если выше, разбирая вопрос о влиянии продолжитель ности траления на улов, мы высказывались за 1 ч. 30 м., как максимальную продолжительность траления при ра боте на концентрированных косяках, то никакой цифры при работе на распыленных косяках мы называть не на мереваемся, ограничимся лишь указанием, что чем больше будет средняя продолжительность траления, тем лучше будет режим работы и улов траулеров. Продолжительность траления в каждом отдельном слу чае должна определяться капитаном траулера в зависи мости от характера грунта и рельефа дна с одной сто роны, и характера концентрации косяков с другой сто роны; но теоретическая ясность в этом вопросе у него должна существовать, и задача научных учреждений д е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz