Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.

№ 3—4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 65 Колхозный рыбацкий флот в Цып-наволоке. он может использовать для тралирования. Но все 3,5 часа мы не можем прибавить к 42 ч. 39 м., тдк как при уве­ личении интенсивности траления происходит соответ­ ствующее увеличение числа случаев аварийных тралений, т. е. увеличивается время починки трала. Зная, что починка трала и чистое тралирование вы­ ражаются соотношением 12,20 и 42,65, не трудно вы­ считать, что увеличение удельного веса чистого трали­ рования за счет увеличения спуска и подъема трала про­ изойдет на 2,7 часа, а починка трала на 0,8 час. Совершенно аналогичным способом мы составили ниже приводимую таблицу,которая показывает изменение по­ казателей по отдельным элементам режима в зависимости от продолжительности отдельного тралирования. Элементы режима Продолжительность траления 2 ч. 2,5 ч. 3 ч 3,5 ч. 4 ч. Спуск-подъем трала . . . 18,29 16,49 14,00 12,66 0,80 Чистое траление . . . . 45,35 6,78 48,84 49,77 50,45 Уборка рыбы ...................... 0,85 0,85 0,85 0,85 0,85 Починка т р а л а ...................... Простои по гидрометеоро­ 13,00 13,36 13,81 14,20 14,67 логическим условиям 11,78 11,78 11,78 11,78 11,78 Поиски рыбы . . . . . 8,57 8,57 8,57 8,57 8,57 Прочие причины .................. 2,16 2,16 2,16 2,16 2,16 Эта таблица показывает, как при увеличении продол­ жительности отдельного траления увеличивается удель­ ный вес тралирования в режиме промысловых траулеров при одновременном сокращении веса другого элемента режима — спуска и подъема трала. Оказывается, доведя среднюю продолжительность тра­ лирования даже до 4 часов, мы, однако, не получаем такой величины удельного веса тралирования, какую мы встречаем в режиме иностранных дизельных траулеров— 6 5% , у которых продолжительность траления коле­ блется от 2 до 4 часов. В чем же дело? Почему, увеличивая среднюю про­ должительность траления до 4 часов, мы не получаем равных с иностранными траулерами показателей? Увеличение продолжительности траления есть только один из путей улучшения режима промыслового плава­ ния. В режиме нашего тралового флота есть ряд дру­ гих элементов, невыгодно отличающихся от режима ино­ странных траулеров, как например, наличие большого удельного веса поисковой работы, что обусловлено не­ достаточным знанием промысловых районов и неудо­ влетворительной организацией поисков. Велик процент аварийных тралений и вытекающие отсюда починки трала, что объясняется плохим качест­ вом пеньки, небрежным отношением к тралу со стороны капитанов, которые часто берут в руки карту грунтов Баренцова моря после того, как потеряют или порвут трал и т. д. Наличие большого удельного веса отрицательных эле­ ментов режима и является причиной того, что, увеличи­ вая продолжительность траления до 4 часов, нужного эффекта мы не достигаем. Таким образом, путь к улучшению режима лежит че­ рез исключение некоторых элементов, как, например, по­ исковой работы, из режима промысловых траулеров, через сокращение удельного веса отрицательных эле­ ментов и через увеличение средней продолжительности отдельного траления. Этот путь одновременно является одним из путей ра­ ционализации нашего тралового промысла на Мурмане. Если выше, разбирая вопрос о влиянии продолжитель­ ности траления на улов, мы высказывались за 1 ч. 30 м., как максимальную продолжительность траления при ра­ боте на концентрированных косяках, то никакой цифры при работе на распыленных косяках мы называть не на­ мереваемся, ограничимся лишь указанием, что чем больше будет средняя продолжительность траления, тем лучше будет режим работы и улов траулеров. Продолжительность траления в каждом отдельном слу­ чае должна определяться капитаном траулера в зависи­ мости от характера грунта и рельефа дна с одной сто­ роны, и характера концентрации косяков с другой сто­ роны; но теоретическая ясность в этом вопросе у него должна существовать, и задача научных учреждений д е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz