Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.
64 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3—4 Из таблицы видно, что колебание продолжительности отдельного траления по месяцам имеет амплитуду от 1 ч. 06 м. до 2 часов в 1931 г., и от 1 ч. 18 м. до 2 ч. 18 м. минут в 1932 г. В последние месяцы 1931 и 1932 года мы имеем наибольшую продолжительность от дельного траления, что объясняется состоянием концен трации косяков, характером грунта и рельефом облавли ваемых районов. Всматриваясь в данные продолжительности траления в месяцы весеннего „пика“, видим, что в мае она незна чительно отклоняется от наиболее производительной про должительности траления, какой на основании изложен ного мы склонны считать максимально 1 ч. 15 м .— 1 ч. 30 м. для периодов концентрированного состояния облавливаемых косяков. В апреле 1931 передняя продолжительность траления равнялась 1 ч. 48 м., а в июне 1932 г., на который при ходился максимум весеннего „пика", — 1 ч. 54 м. Такую продолжительность траления мы считаем неце лесообразной, так как если даже взять под сомнение выводы об уменьшении уловов при тралении свыше 1 ч. 30 м., 1 ч. 45 м., то факт уменьшения уловистости трала, вследствие его заполнения рыбой и др. объектами морского дна, достаточно убедительно свидетельствует о недопустимости потери ценного промыслового времени при столь малопроизводительном эффекте. Если для периода весеннего „пика" мы высказываемся за максимальную продолжительность траления 1 ч. 30 м., то для остальных месяцев мы должны признать эту ве личину недостаточной, также недостаточной и средне годовую продолжительность, которая в 1931 г. равня лась 1 ч. 42 м., а в 1932 г. 1 ч. 54 м. Известно, что немецкие и английские траулеры, обла вливающие разреженые косяки Немецкого моря, имеют продолжительность отдельного траления от 2 до 4 час. В результате им удается иметь значительно лучший режим работы, т. е. чистое тралирование у них имеет больший удельный вес, чем у наших траулеров. Мы не знаем хорошо режима работы иностранного тралового флота, хотя в том и существует настоятель ная потребность, однако, судя по отрывочным замеча ниям, встречающимся в иностранной литературе, видим что удельный вес траления у них больше в полтора раза чем у нас. В работе Gawell „Motor Trawler in „service" приво дятся следующие данные о режиме крупных дизельных траулеров. Траление за сутки — 15 часов = 62,5% Маневры „ „ — 6 = 2 5 ,0 % Дрейф „ „ — 3 „ = 1 2 ,5% ч Правда, эти данные относятся к работе лишь дизель ных траулеров, а траловый флот в основном состоит из паровых траулеров, но едва ли будет ошибкой предпо ложить, что приблизительно такой же режим характерен и для паровых траулеров, работающих в Немецком море. Непосредственные наблюдения наших капитанов и на учных сотрудников показывают, что иностранные трау леры, работающие преимущественно в Восточных рай онах Баренцова моря, имеют очень большую продолжи тельность траления. Существует мнение, что команды иностранных трауле ров за время траления успевают убрать рыбу и ложатся спать примерно так, как Мурманские рыбаки ложатся на ярус от „воды до воды“, а в данном случае от „трала до трала Обращаясь к удельному весу чистого тралирования в режиме наших больших траулеров, находим, что послед нее с 1929 по 1932 г. колеблется от 38,5 до 43,3% промыслового плавания, что при перечислении на сутки дает 9— 10 часов чистого траления против 15 часов траления иностранных дизельных траулеров. Столь низкий удельный вес активной работы с тра лом в море никого из работников тралового промысла не удовлетворяет и мы постоянно встречаем и в печати, и в официальных отчетах указания, что одной из при чин невыполнения плана добычи рыбы является низкий удельный вес активной работы с тралом. Ясно, что режим работы наших траулеров не может быть признан удовлетворительным, так как удельный вес тралирования мал, а это, безусловно, отражается и на выполнении плана в части контингентов вылова. Улучшение режима работы в море лежит через увели чение продолжительности отдельного траления, что од новременно явится одним из путей рационализации Мур манского тралового промысла. Если мы возьмем режим больших траулеров в сред нем за три года 1929— 1931 г. — (1932 г. вследствие неблагоприятных гиаро-метеорологических условий и др. причин имел нетипичный режим), то показатели по от дельным элементам режима будут следующие: 1. Спуск-подъема трала ............................... 21,79 °/0 2. Чистое тралирование ............................... 42,65% 3. Уборка рыбы ............................................ 0,85% 4. Починка трала................... ..................... 12,2 % 5. Простой по гидрометеорологическим условиям...................................................... 11,78% 6. Поиски рыбы ............................................ 8,57% 7. Прочие причины........................................ 2,16% Предположив, что средняя продолжительность отдель ного траления была равной 1 ч. 42 м., попытаемся дать несколько вариантов режима, увеличивая среднюю про должительность траления до 2,0, 2,5, 3,0, и 3,5 и 4 час, Само собой разумеется, что при всех этих вариантах показатели по таким элементам режима, как уборка рыбы, поиски рыбы, простои по состоянию гидрометеорологи ческих условий, остаются неизменными, постоянными, как независящие от продолжительности траления. Уборка рыбы хотя косвенно и зависит от Продолжительности траления, но так как под уборкой рыбы мы понимаем только время, выходящее за пределы продолжительности траления, то соотношение между временем, на которое мы увеличиваем траление, и временем, необходимым для уборки соответственно большего улова, мы принимаем за относительно равные величины. С некоторой условностью за постоянную величину мы принимаем и показатели по „прочим причинам", под кото рыми понимаем в основном ремонт механизмов в море, пе регрузку угля, заверты трала и переходы на запасный трал. Таким образом, переменными величинами в наших ва риантах будут лишь показатели по спуску и подъему трала, по чистому тралированию и починке трала как элементу производному от траления. Если взять 100 ч. промысла, то при данном режиме траулер делает 25 тралений продолжительностью каждое 1 ч. 42 м. Спуск и подъем трала составляет 52 минуты; увеличив продолжительность отдельного траления до 2 часов, траулер за этот период времени делает 21 тра ление при удельном весе чистого тралирования 42,65% или 42 ч. и 39 м. Таким образом, при той же величине чистого траления траулер, сократив число подъемов с 25 до 21, выгадывает приблизительно -3,5 часа про мыслового времени на спуске и подъеме трала, которые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz