Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.

64 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3—4 Из таблицы видно, что колебание продолжительности отдельного траления по месяцам имеет амплитуду от 1 ч. 06 м. до 2 часов в 1931 г., и от 1 ч. 18 м. до 2 ч. 18 м. минут в 1932 г. В последние месяцы 1931 и 1932 года мы имеем наибольшую продолжительность от­ дельного траления, что объясняется состоянием концен­ трации косяков, характером грунта и рельефом облавли­ ваемых районов. Всматриваясь в данные продолжительности траления в месяцы весеннего „пика“, видим, что в мае она незна­ чительно отклоняется от наиболее производительной про­ должительности траления, какой на основании изложен­ ного мы склонны считать максимально 1 ч. 15 м .— 1 ч. 30 м. для периодов концентрированного состояния облавливаемых косяков. В апреле 1931 передняя продолжительность траления равнялась 1 ч. 48 м., а в июне 1932 г., на который при­ ходился максимум весеннего „пика", — 1 ч. 54 м. Такую продолжительность траления мы считаем неце­ лесообразной, так как если даже взять под сомнение выводы об уменьшении уловов при тралении свыше 1 ч. 30 м., 1 ч. 45 м., то факт уменьшения уловистости трала, вследствие его заполнения рыбой и др. объектами морского дна, достаточно убедительно свидетельствует о недопустимости потери ценного промыслового времени при столь малопроизводительном эффекте. Если для периода весеннего „пика" мы высказываемся за максимальную продолжительность траления 1 ч. 30 м., то для остальных месяцев мы должны признать эту ве­ личину недостаточной, также недостаточной и средне­ годовую продолжительность, которая в 1931 г. равня­ лась 1 ч. 42 м., а в 1932 г. 1 ч. 54 м. Известно, что немецкие и английские траулеры, обла­ вливающие разреженые косяки Немецкого моря, имеют продолжительность отдельного траления от 2 до 4 час. В результате им удается иметь значительно лучший режим работы, т. е. чистое тралирование у них имеет больший удельный вес, чем у наших траулеров. Мы не знаем хорошо режима работы иностранного тралового флота, хотя в том и существует настоятель­ ная потребность, однако, судя по отрывочным замеча­ ниям, встречающимся в иностранной литературе, видим что удельный вес траления у них больше в полтора раза чем у нас. В работе Gawell „Motor Trawler in „service" приво­ дятся следующие данные о режиме крупных дизельных траулеров. Траление за сутки — 15 часов = 62,5% Маневры „ „ — 6 = 2 5 ,0 % Дрейф „ „ — 3 „ = 1 2 ,5% ч Правда, эти данные относятся к работе лишь дизель­ ных траулеров, а траловый флот в основном состоит из паровых траулеров, но едва ли будет ошибкой предпо­ ложить, что приблизительно такой же режим характерен и для паровых траулеров, работающих в Немецком море. Непосредственные наблюдения наших капитанов и на­ учных сотрудников показывают, что иностранные трау­ леры, работающие преимущественно в Восточных рай­ онах Баренцова моря, имеют очень большую продолжи­ тельность траления. Существует мнение, что команды иностранных трауле­ ров за время траления успевают убрать рыбу и ложатся спать примерно так, как Мурманские рыбаки ложатся на ярус от „воды до воды“, а в данном случае от „трала до трала Обращаясь к удельному весу чистого тралирования в режиме наших больших траулеров, находим, что послед­ нее с 1929 по 1932 г. колеблется от 38,5 до 43,3% промыслового плавания, что при перечислении на сутки дает 9— 10 часов чистого траления против 15 часов траления иностранных дизельных траулеров. Столь низкий удельный вес активной работы с тра­ лом в море никого из работников тралового промысла не удовлетворяет и мы постоянно встречаем и в печати, и в официальных отчетах указания, что одной из при­ чин невыполнения плана добычи рыбы является низкий удельный вес активной работы с тралом. Ясно, что режим работы наших траулеров не может быть признан удовлетворительным, так как удельный вес тралирования мал, а это, безусловно, отражается и на выполнении плана в части контингентов вылова. Улучшение режима работы в море лежит через увели­ чение продолжительности отдельного траления, что од­ новременно явится одним из путей рационализации Мур­ манского тралового промысла. Если мы возьмем режим больших траулеров в сред­ нем за три года 1929— 1931 г. — (1932 г. вследствие неблагоприятных гиаро-метеорологических условий и др. причин имел нетипичный режим), то показатели по от­ дельным элементам режима будут следующие: 1. Спуск-подъема трала ............................... 21,79 °/0 2. Чистое тралирование ............................... 42,65% 3. Уборка рыбы ............................................ 0,85% 4. Починка трала................... ..................... 12,2 % 5. Простой по гидрометеорологическим условиям...................................................... 11,78% 6. Поиски рыбы ............................................ 8,57% 7. Прочие причины........................................ 2,16% Предположив, что средняя продолжительность отдель­ ного траления была равной 1 ч. 42 м., попытаемся дать несколько вариантов режима, увеличивая среднюю про­ должительность траления до 2,0, 2,5, 3,0, и 3,5 и 4 час, Само собой разумеется, что при всех этих вариантах показатели по таким элементам режима, как уборка рыбы, поиски рыбы, простои по состоянию гидрометеорологи­ ческих условий, остаются неизменными, постоянными, как независящие от продолжительности траления. Уборка рыбы хотя косвенно и зависит от Продолжительности траления, но так как под уборкой рыбы мы понимаем только время, выходящее за пределы продолжительности траления, то соотношение между временем, на которое мы увеличиваем траление, и временем, необходимым для уборки соответственно большего улова, мы принимаем за относительно равные величины. С некоторой условностью за постоянную величину мы принимаем и показатели по „прочим причинам", под кото­ рыми понимаем в основном ремонт механизмов в море, пе­ регрузку угля, заверты трала и переходы на запасный трал. Таким образом, переменными величинами в наших ва­ риантах будут лишь показатели по спуску и подъему трала, по чистому тралированию и починке трала как элементу производному от траления. Если взять 100 ч. промысла, то при данном режиме траулер делает 25 тралений продолжительностью каждое 1 ч. 42 м. Спуск и подъем трала составляет 52 минуты; увеличив продолжительность отдельного траления до 2 часов, траулер за этот период времени делает 21 тра­ ление при удельном весе чистого тралирования 42,65% или 42 ч. и 39 м. Таким образом, при той же величине чистого траления траулер, сократив число подъемов с 25 до 21, выгадывает приблизительно -3,5 часа про­ мыслового времени на спуске и подъеме трала, которые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz