Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.

№ 3— 4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 55 Бороться за план тралового лова Трест Мурманрыба первый и второй квартал 1934 года по траловому лову закончил с большим прорывом. За исключением январского плана, который был перевыполнен за счет тралового лова сельди, задание последующих месяцев было сорвано. В траловом флоте существуют две излюбленные и испытанные „объективные" причины, якобы влияющие на ход лова. Это — шторма и отсутствие рыбы. При­ чины, на первый взгляд, как будто веские и обосно­ ванные: океану не закажешь штилевую погоду, да и рыба гуляет по своим не писанным трестом маршрутам. Однако, истинные причины плохой работы тралового лова крылись в другом. Прежде всего должна быть от­ брошена попытка свалить вину за прорыв плана на штормовую погоду. Дело в том, что годовой план не делится механически на 12 месяцев. При утверждении квартальных и месячных заданий учитывается средняя уловистость данного периода и штормовое время, ко­ торое естественно в январе-феврале отражается сильнее на промысле, чем в мае-июне. Соответственно с этим и задание первого квартала значительно ниже плана 2-го и 3-го кварталов. Если мартовское задание на один траулер составляет 70— 85 тонн рыбы, то на то же судно в мае ложится задание в 140—-150 тонн. Основная причина прорыва плана первого квартала ясна. В феврале и марте из 60 действующих траулеров стояли в порту 40— 45 и только 15— 18 судов нахо­ дились в море, при чем промышляли в среднем 8 —11 траулеров. Остальные искали рыбу, штормовали, были заняты на переходах с промысла в порт и обратно. В порту была очередная ремонтная пробка. Судоре­ монтный завод находился в стадии освоения. Мощ­ ные, механизированные по последнему слову тех­ ники, цеха работали с половинной нагрузкой. Не было электроэнергии (вместо требуемых 260 киловатт завод получал 60 — 80), нехватало квалифициро­ ванных токарей, на обе ноги хромало заводское и внутрицеховое планирование, мастера и бригадиры были обезличены, сроки устанавливались на-обум. В резуль­ тате вместо двух недель суда простаивали в ремонте по два и больше месяцев, как это было с РТ-14 „Ста­ линым", РТ-63, РТ-13 „Микояном", РТ-15 „Засольщи­ ком" и другими. Было бы по меньшей мере наивно считать, что зада­ ние, рассчитанное на весь флот (конечно, исключая определенный процент судов, стоящих в плановом ре­ монте и занятых на поиско­ вой работе), смогут выпол­ нить 10— 15 находящихся в море судов. На помощь заводу пришли судовые ком ан ды , заняв­ шиеся, по примеру Совторгфлота, ремонтом судов сво­ ими силами. Сборка и разборка главных машин, притирка и регулировка, ошкрайка и окраска — все это отошло от завода в ведение судовых команд. Верхние и нижние команды, участвуя в ремонте, во-первых значи­ тельно увеличивали свой заработок, переходя с основ­ ной береговой ставки на сдельщину, и, во-вторых, по­ вышали свою квалификацию. Механики и машинисты полностью узнавали свои машины и механизмы, тща­ тельно знакомились с уими. Кроме того, зная, что им надо плавать на этих судах, они лучше собирали и ре­ гулировали машины, чем это делали заводские рабочие, зачастую гнавшиеся только за быстротой сборки, забывая о качестве работы. Решение Мурманского Окружкома партии о доведении числа промышляющих траулеров к 1 апреля до 40— 45 было выполнено. 1 апреля в море находилось 42 тра­ улера, 3 апреля 45. В течение всего апреля в море находилось от 38 до 47 траулеров. А месячный план был выполнен только на 67% . Тут следует заняться немного арифметикой. Апрель­ ское задание составляло 8 500 тонн. Откидывая 5 суток штормовых (фактическое число штормовых дней в апреле), надо было брать по 3 4 0—350 тонн рыбы в сутки. Считая, что 3—-4 траулера были заняты на поисках и несколько траулеров на переходах с квадрата в квадрат, можно взять 30 за минимальное среднее число трауле­ ров, занимающихся непосредственно ловом. Это значит, что для выполнения апрельского плана каждый траулер должен был брать 10,5— 11 тонн рыбы в сутки. Брать в апреле 11 тонн рыбы — сырца в сутки мож­ но без особого напряжения. Это блестяще доказали команды передовых траулеров „Кирова", „Сельди", „Кеты“, „Леща", „Белуги" и других. Тральщики эти выполнили план первого квартала и перевыполнили апрельское задание. Тральщики эти брали в сутки не 11 положенных по плану тонн, а 25— 30 и 40. Рыба все время держалась в промысловом количестве на Финмаркенской, Кильдин- ской, Мурманской и Норд­ капской банках, в Централь­ ном районе. Передовые траулеры пере­ выполняли суточные и рей- На 15 июня Мурманский трест (управляющий т. Све- тов) выполнил 71,8% плана лова. Отвергая ни на чем не основанные вредные и демо­ билизующие ссылки на не­ благоприятные климатиче­ ские условия весенней пу­ тины, Пленум Комиссии Партийного Контроля счи­ тает, что невыполнение пла­ на лова является прямым результатом неудовлетвори­ тельно о проведения путины по ряду важнейших трестов и особенно — плохой под­ готовки морского флота и плохой работы промраз­ ведки. ...Разработать конкретные мероприятия по улучшению вербовки и созданию по­ стоянных рабочих кадров для рыбных промыслов на основе систематического улучшения бытового обслу­ живания в первую очередь ведущих профессий. Разработать мероприятия по закреплению колхозни­ ков на лове и по стимули­ рованию повышения про­ изводительности труда. Мурманскому окружно­ му комитету не позднее 1 августа пересмотреть со­ став руководящих партий­ ных кадров рыбных про­ мыслов, рыбных траулеров и колхозов, укрепив их ра­ ботниками, проверенными на партийной и хозяйствен­ ной работе. Из постановления 2-го Пленума Комиссии Партийного Контроля о рыбной путине, утвержденного ЦК ВКП(б).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz