Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.

42 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3— 4 Без сейдов и нойдов1 С незапамятных времен польские лопари были в пле­ ну у сейдов2 и нойдов. Нойды, служители богов или вернее — посредники между божеством и людьми, сумели внушить лопарям страх к сейдам и необходимость частого жертвоприно­ шения. Лопари отдавали нойдам (конечно, для сейдов) самых сильных, молодых важенок, самую крупную рыбу, луч­ шие одежды. С окончательным покорением Мурмана Московией, у лопарских нойдов появились сильные конку­ ренты, которые для своих сейдов строили красивые просторные дома, украшенные вну­ три позолотой и темными деревянными до­ сками с изображением изможденных вытяну­ тых коричневых человеческих ликов. Аппетиты прибывших нойдов не удовлетво­ рялись жирными оленями или парой крупных рыб: эти нойды во имя своих сейдов отни­ мали у лопарей целые оленьи стада с пастби­ щами, отнимали родовые тони. Вскоре после прибытия на Кольский полу­ остров „святыхотцов“—отшельников, „отрек­ шихся" от всего мирского и материального, по­ ложение стало таким, что историки отмечали: „Угодий у монастыря было настолько много и в припеченьгских и в прикольских ме­ стах, что он3 справлялся лишь с наи­ более богатыми, осталь­ ные он отдавал в аренду лопарям". Ловя в арендованных %тонях рыбу, лопари запро­ давали ее купцам. Запро­ давали на несколько лет 1 Без богов и их служи­ телей. 2 Сейд — камень, напоми­ нающий очертанием фигуру человека, животного или птицы. Сейда сейчас можно узнать по целой куче сло­ женных около него жертвен­ ных оленьих рогов. 3 Печеньгский монастырь. вперед на очень невыгод­ ных для себя кабальных условиях. Лопари-кулаки, экспло- атировавшие чужой труд, жили беззаботно, а осталь­ ная масса лопарей-бедня- ков влачила жалкое бес­ п р о с в е тн о е существова­ ние, погрязая в болоте невежества и суе­ верия. П о этом у по­ нятно, что старик лопарь Бархатов дрожал от ужаса, к о г д а р у с ски е сплавщики шуме­ ли около сейда: за такое неуваже­ ние к божеству накличется беда на лопарские го­ ловы. И чтобы отвести эту беду, он обильно сма­ з ы в а л с е й д а оленьим жиром и клал к подножию свящейного камня ветвистые рога оленя. На всякий случай он задобривал и нового ,сейда“, зажигая около его золоченого изображения восковую свечу и заказывая молебны о здра­ вии. Так думаЛи и другие лопари. Так думал и сосед Бархатова — молодой лопарь с Волчьего озера, Филипп Архипов. Возможно, что так до кон­ ца жизни и остался бы он в хитро заплетенных сетях нойдов, если бы случайно не попал в качестве проводника и охотника на Новую Землю с ехавшей туда научной экс­ педицией. Мировоззрение лопаря, сложенное тысячелетним формированием, было несколько поколе­ блено в течение одного года, проведенного в тесном общении с культурными людьми, уделявшими много внимания молодому любознательному лопарю. Зароненная искра новых понятий и человеческих взаимоотношений не погасла в его сознании. Случай раздул эту искру в пламя, ослепившее неслыханной сме­ лостью лопарский народ. Н а ф о т о (сверху вниз): Нина Конькова работает в швейной мастерской. Дочь Коньковых (слева) за учебой Новый дом Коньковых. Старая вежа — бывшее жилище Коньковых.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz