Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.
42 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3— 4 Без сейдов и нойдов1 С незапамятных времен польские лопари были в пле ну у сейдов2 и нойдов. Нойды, служители богов или вернее — посредники между божеством и людьми, сумели внушить лопарям страх к сейдам и необходимость частого жертвоприно шения. Лопари отдавали нойдам (конечно, для сейдов) самых сильных, молодых важенок, самую крупную рыбу, луч шие одежды. С окончательным покорением Мурмана Московией, у лопарских нойдов появились сильные конку ренты, которые для своих сейдов строили красивые просторные дома, украшенные вну три позолотой и темными деревянными до сками с изображением изможденных вытяну тых коричневых человеческих ликов. Аппетиты прибывших нойдов не удовлетво рялись жирными оленями или парой крупных рыб: эти нойды во имя своих сейдов отни мали у лопарей целые оленьи стада с пастби щами, отнимали родовые тони. Вскоре после прибытия на Кольский полу остров „святыхотцов“—отшельников, „отрек шихся" от всего мирского и материального, по ложение стало таким, что историки отмечали: „Угодий у монастыря было настолько много и в припеченьгских и в прикольских ме стах, что он3 справлялся лишь с наи более богатыми, осталь ные он отдавал в аренду лопарям". Ловя в арендованных %тонях рыбу, лопари запро давали ее купцам. Запро давали на несколько лет 1 Без богов и их служи телей. 2 Сейд — камень, напоми нающий очертанием фигуру человека, животного или птицы. Сейда сейчас можно узнать по целой куче сло женных около него жертвен ных оленьих рогов. 3 Печеньгский монастырь. вперед на очень невыгод ных для себя кабальных условиях. Лопари-кулаки, экспло- атировавшие чужой труд, жили беззаботно, а осталь ная масса лопарей-бедня- ков влачила жалкое бес п р о с в е тн о е существова ние, погрязая в болоте невежества и суе верия. П о этом у по нятно, что старик лопарь Бархатов дрожал от ужаса, к о г д а р у с ски е сплавщики шуме ли около сейда: за такое неуваже ние к божеству накличется беда на лопарские го ловы. И чтобы отвести эту беду, он обильно сма з ы в а л с е й д а оленьим жиром и клал к подножию свящейного камня ветвистые рога оленя. На всякий случай он задобривал и нового ,сейда“, зажигая около его золоченого изображения восковую свечу и заказывая молебны о здра вии. Так думаЛи и другие лопари. Так думал и сосед Бархатова — молодой лопарь с Волчьего озера, Филипп Архипов. Возможно, что так до кон ца жизни и остался бы он в хитро заплетенных сетях нойдов, если бы случайно не попал в качестве проводника и охотника на Новую Землю с ехавшей туда научной экс педицией. Мировоззрение лопаря, сложенное тысячелетним формированием, было несколько поколе блено в течение одного года, проведенного в тесном общении с культурными людьми, уделявшими много внимания молодому любознательному лопарю. Зароненная искра новых понятий и человеческих взаимоотношений не погасла в его сознании. Случай раздул эту искру в пламя, ослепившее неслыханной сме лостью лопарский народ. Н а ф о т о (сверху вниз): Нина Конькова работает в швейной мастерской. Дочь Коньковых (слева) за учебой Новый дом Коньковых. Старая вежа — бывшее жилище Коньковых.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz