Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.

40 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3—4 скорее горные реки и неизвестная совершенно на реках Карелии. По этому признаку Тулома представляет собою особый тип рек северной части Кольского полуострова, резко отличный от рек южной части полуострова и всей Карелии — рек с полуторным режимом. При сопоставлении хода уровня воды за общий год (1932 — весьма многоводный, с высокими весенними и летними паводками) на самой Туломе, ее притоке р. Пече и оз. Ното обращает внимание сильная заостренность пиков весеннего и летнего паводков не только на реке, но и на озере. Соответственно этому значительной неравномерностью отличается и режим расходов. Наблюдения на 2 гидро­ метрических пунктах на Нижней Туломе у Кривда (в 40 км от устья и соответственно площади бассейна — 21 800 кв. км или 95,(3% всего бассейна) и у Сигова ручья (в 68 км от устья с бассейном— 19 700 кв. км и 86 ,6% ) дали за 2 '/г Г°Да минимальный расход внизу около 40 кв. м (зимой) при наблюденном максимуме 1 830 мъ, т. е. отношение наибольшего к наименьшему расходу около 46 — опять-таки исключительно высокое по сравнению с другими реками Карело-Мурманского края. Модуль среднего годового стока в многолетнем р а з­ резе оценивается в 8,5 литра с 1 кв. км в секунду при вероятном колебании его за отдельные годы от 6 до 13,2 литров. Отсюда с р е д н и е г о д о в ы е р а с х о д ы р. Туломы исчисляются: у Мурмашей (12 км от устья)......................192 м3/ сек. у Сухого порога (20 км от устья) . . 188 , у Падуна (70 км от устья) ..........................168 и в истоке из Нотозера (76 км от устья). 152 „ Г о д о в о е р а с п р е д е л е н и е с т о к а приближенно оценивается так: Н а и б о л ь ш и е р а с х о д ы р а з л и ч н о ] я т н о с т и: в е р о - Вероятность 1 раз в 1 С00 лет. 1 раз в 100 лет . 1 раз в 33 года . В истоке Ниже ,, из 03. Ното Падуна У м УРмашеи 1730 1500 1370 1910 1660 1510 2200 1914 1740 О б ъ е м г о д о в о г о с т о к а р. Т у л о м ы р а з ­ л и ч н о й в е р о я т н о с т и . В миллионах м% Г о д Очень многовод­ ный (1 раз в 100 лет) . . . Многоводный (1 раз в 33 года). Медианный (1 раз в 2 года) . . Счень маловод­ ный (1 раз в 100 лет) . . . . ж<0 (Г ю о 1 3 50 99 сз X СЭ J3 С =с ' 5 * 3 I ^ О . 3 эн _ " s l s ! fc- С-> Т" ЕГ - с 45 с ^ 05 ” 1-1 ___ а 5 со CQ Я * KS X . 7430 6990 4810 339Э 8180 7680 5280 3740 =5О) 3 гг" (С ? S Ч 3 3 Q. га z; ^ й см >г С О см 9880 8810 6040 4265 Таким образом, за „средний" год стекает с бассейна р. Туломы до 6,05 км3 воды. Оз. Нотозеро пропускает за такой же „средний" год до 4,81 км 3 воды. Объем воды в оз. Нотозеро (соответственно меженному уровню воды в нем — около 49,0 м над уровнем моря) около 390 миллионов м 3 (или 0,39 км г), то есть в этом озере как бы обеспечивается до 4,81 :0,39 — 12-кратного обмена объема его водной массы. Месяц За I—IV V—VI VIII—XII X—XII )% от годового стока 9 45 26 20 Соотношения эти отличаются для Туломы по сравне­ нию с другими реками Кольского полуострова сильно повышенной долей участия весеннего стока, характери­ зующей неравномерность годового режима. Исчисленная соответственно этим данным м о щ н о с т ь р. Т у л о м ы — Н о т ы оценивается в следующих цифрах: Н. Тулома Нота . . Средняя годовая мощность kw 57 750 19 700 Удельная мощность пог. 916 163 77 4 5 0 -7 7 500 Мощность притоков Туломы рек Лоты и Печи, осве­ щенных лишь в самом низовье, невелика и предста­ вляется цифрами второстепенного значения по сравне­ нию с самой Туломой. Соотношение величины мощности для Нижней Туломы (от Нотозера до Мурмашей) подчеркивает преимуще­ ственное значение этой последней (на нее падает до 75% мощности всей реки) как по абсолютной величине, так и по удельной, т. е. отнесенной к 1 пог. км протяже­ ния реки. На участке же Нижней Туломы резко выде­ ляется не столько по полной мощности, сколько по удельной, участок Падуна (75—70 км от устья) с чрезвычайно высокой удельной мощностью на 1 км реки до б тыс. кет. Постройка Мурманской ж. д. и Мурманского порта сразу же привлекли внимание к перспективам Мурмана. Уже в 1917 г. проведены были партией б. министер­ ства путей сообщения изыскания на р. Туломе. Намеча­ лась постройка крупного механического и судострои­ тельного завода в Мурманске и, повидимому, металлур­ гического на базе железных руд района между западной границей и Кольским заливом (на аналогии руд Зюдва- рангера). Эти соображения выдвигали и проектирование гидроэлектрической станции, использующей падение р. Туломы на участке у Падуна. Произведенными изысканиями ограничивались все эти широкие планы. Впрочем, той же партией на средства уже Мурманской ж. д. (под руководством инж. Гри­ горьева) по этим материалам был составлен в 1918 г. схематический проект гидроустановки на Туломе у Падуна, мощностью 51 тыс. лош. сил и напором 34 м. Целью проекта было осветить вопрос об источниках энерго­ снабжения Мурманской ж. д. при ее электрификации. Никаких практических результатов эта работа не имела. С 1918 г. до 1932 г. замирает всякий интерес к Туломе, как источнику энергоснабжения Мурманского района. Топливный вопрос на ряду с развитием Мурманска подчеркивал необходимость гидроэлектростроительства. Но масштабы потребностей в энергии и темпы развития Мурманска не оправдывали такой крупного масштаба гидростанции, как на Туломе. Поэтому в 1927 г. попытки Правления Мурманской ж. д. в этом отношении ограни­ чивались исключительно исследованием р. Колы с ее небольшими гидростанциями (масштаба 3—5 тыс. кет), однако, и здесь не дошли даже до проекта,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz