Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.

№ 3—4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 37 Река Тулома — источник энергоснабжения Кольского полуострова В первые годы послереволюционного периода Мур­ манск, оставаясь единственным незамерзающим портом для Севера Европейской части СССР, сначала разви­ вается только как порт с импортно-экспортными опера­ циями, главным образом в зимний период. Значение Мурманска, как порта, особенно усиливается в связи с экспортом апатитовой руды, т. е. начиная с 1930 г. Создание в Мурманске центра стоянки рыбо­ промыслового и частью зверопромыслового флота, раз­ витие его, как промышленного центра по переработке рыбы и ее продуктов, превратило Мурманск в комплекс крупнейшего хозяйственно-политического значения. Осуществление Беломорско-Балтийского водного пути, открытие Великого Северного пути окончательно закре­ пили за Мурманском всесоюзное значение западного начала Северного Пути и торгового порта. Энергохозяйство Мурманска до настоящего времени не отвечало и на ближайшее время не отвечает росту города, порта и его промышленности и из начала орга­ низующего превратилось в начало, тормозящее осуще­ ствление плана хозяйственного развития. Уже в 1926 г. город и Мурманская ж. д. поставили вопрос о постройке большой центральной электрической станции взамен нескольких изношенных мелких. В 1927 г. железной дорогой были отпущены средства на изыска­ ния на р. Коле для составления проекта гидроэлектри­ ческой станции (намечалась мощность около 3 — 4 тыс. кет) для электроснабжения Мурманска. Изыска­ ния были произведены б. Гос. Сев. Водн. Бюро Глав- электро, но проект разработан не был. Оппортунистическая недооценка роли Мурманска и отсюда невнимание к его энергохозяйству привели к тому, что строительство его пошло по анархиче­ скому пути постройки мелких электростанций для покрытия текущих нужд каждым предприятием для себя, без учета перспектив и планового развития хозяйства в целом. В результате —- несколько тепловых электриче­ ских станций и хроническая нехватка энергии. Затруднения с топливом ставят в высшей степени остро вопрос о всемерном смягчении требований на топливо. Это обстоятельство обусловило ограничение постройки (с 1932 г.) паровой электростанции (с конденсационной турбиной) в Мурманске, мощностью в 3 тыс. кет. Тре­ бования на технологический пар со стороны предприя­ тий по обработке рыбопродуктов вызвали необходимость превращения строящейся электростанции в ТЭЦ. Неболь­ шие требования на пар для теплофикации со стороны коммунального хозяйства Мурманска ограничивают соору­ жение этой ТЭЦ небольшой цифрой мощности, опреде­ ляемой в 6 — 12 тыс. кет, совершенно не обеспечи­ вающей потребность в энергии Мурманска и его района. Поэтому, начиная с 1927 г., становится ясным, что кардинально решать вопрос энергоснабжения Мурманска, может только постройка гидростанции. Ближайшими к Мурманску источниками гидроэнергии являются р.р. Тулома, Кола, Териберка, Воронья в ра­ диусе до 125 — 150 км. Реки Средняя мощность Площадь бассейна тыс. кет тыс. км2 Тулома . . . . 77,5 52,8 К о л а ................. 15,0 8,2 Териберка . . 23,4 2,1 Воронья . . , 53,0 9,4 Наиболее ценной по мощности и близости к Мур­ манску является р. Тулома: ее нижняя возможная гидро­ установка (у Мурмашей), мощностью порядка 3 0 —- 40 тыс. кет, удалена от Мурманска на 22 — 25 о и наиболее дальняя на р. Туломе — Падунская — мощ­ ностью порядка 50 — 60 тыс. кет, находится в 80 — 85 км. Гораздо ближе лежащие гидроустановки р. Колы в 12 — 13 км от Мурманска обладают гидроэнергети­ ческими характеристиками (мощности от 4 до 10 тыс. кет), неспособными уже в данной стадии развития Мурманского района удовлетворить его. Небольшие относительно мощности установок рек Териберки и Вороньей при их значительном удалении (от 1 0 0— 150 км), отрезанности в дорожном отноше­ нии делают их непервоочередными для энергоснабже­ ния Мурманска. Поэтому с 1932 г. Энергоцентр ставит изыскание и составление проекта гидроустановок на р. Туломе в пред­ положении практического осуществления одной из них в 1934 г. Однако, пересмотр работ в начале 1933 г. отодвинул временно решение этой задачи. Изыскания, и тем более составление проекта (даже схематического) были несколько отложены. Позднейшая обстановка, обусловленная темпами и характером дальнейшего индустриального развития Мур­ манска, заставила пересмотреть этот вопрос и признать, наконец, задачу энергоснабжения и постройку гидро­ станции на р. Туломе делом неотложным. Бассейн реки Туломы и ближайшего к нему района под­ вергался изучению по преимуществу со стороны геологиче­ ской: Беляев (1840 г.), Йог. Линден (1893 г.), Ш. Рабо и Велэн (1884—85 г.г.), Берг (1901 г.), Б. А. Попов (1899 г.), Теннэр (1909 г.), проф. А. А. Полканов (1911—16 и 1923—26 г.г.) и, наконец, проф. А. А. Григорьев (1932 г.)—таков последо­ вательный список исследователей геологов. Технические изы­ скания впервые произ)едены в 1917 г. б Упр. Вн. Водн. Путей (партия инж. Вовкушевского — упрощенная съемка участка Туломы в районе Падуна, элементарные гидрометри­ ческие наблюдения). С 1930 г. б. Энергострой (затем Гидроэлектропроект, его Ленинградское Отделение) Главэнерго ВСНХ возобновляет гидрометрические наблюдения на 3 водомерных постах — на р. Туломе (ниже Падуна), на притоке ее р. Пече и оз. Нот- озере (у Рестикента) и начинает систематические измерения расходов воды на Туломе у Падуна (ниже его) и в устье р. Печи. Эти наблюдения продолжаются и по настоящее вре­ мя, при чем с 1932 г. число водомерных постов на Туломе доведено до 7 и по 1 водомерному посту установлено на р.р. Но­ те, Лоте и Пече. На самой Туломе устроены 2 гидрометри­ ческие станции (у Падуна и у порога Кривей — на 45 км от устья). В 1932 г. произведена ЛОГИДЭП'ом (Ленингр. Отд. треста Гидроэлектропроект) инструментальная съемка Туломы от Колы до Нотозера (на 75 км), оз. Нотозера с его долиной и чашкой и низовья притоков Туломы, Печи, Шовны, Умсты и Лоты с детальной съемкой небольших участков р. Туломы от оз. Ното до Падуна (включительно). В 1933 г. эти съемки дополнены детальными съемками участков долины реки в ме­ стах проектируемых вариантов нижней гидроустановки — у Панькова, Мурмашей (дополнения), Сухого Порога и у Падуна. Начатые в 1932 г инженерного характера работы (геоло­ гическая и гистологическая съемка, бурение) на участках проектируемых гидроустановок — у Мурмашей, а затем у Па­ дуна, были с конца 1933 г. сильно развиты. При этом осве­ щены не только площадка у Мурмашей, но и у Сухого Порога и отчасти у Матренинских островов и у Панькова. Несколько позднее поставлена на участке реки у Мурмашей электроразведка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz