Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.

№ 3—4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 31 К вопросу о топливной базе Кольского полуострова Широкое освоение производительных сил Кольского полуострова является одной из важнейших задач второй пятилетки. В течение первой пятилетки на полуострове создан целый ряд крупных предприятий, вокруг которых воз­ никли новые населенные пункты и разрослись существо­ вавшие ранее. Из малонаселенной, трудно доступной окраины Мурманский округ превращается в оживленный промышленный район, тесно связанный в своем разви­ тии с интересами всего Союза. Быстрые темпы инду­ стриализации Кольского полуострова в свою очередь вызвали и значительный спрос на топливо. Расход пос­ леднего (плановый) по Мурманскому округу на 1933 год выражается в следующих цифрах: В и д т о п л и в а Расход на 1933 г. Удельный вес в %о/0 к общему итогу расхо­ да в условн. топл. Примечание А. Местное Дровяное топливо Б. Привозное Каменный уголь .. Нефтепродукты .. 615 310 11,9 26,6 61,5 11,9 Дрова указаны в тыс. куб. м, а остальные виды топлива в тыс. тонн нат. велич. Всего в уел. топл. 437,3 100 Из таблицы видно, что в топливном балансе на 1933 г. уголь имеет доминирующее значение. Преобладающая часть его потребления (81 ,95% ) покрывается донецким, остальные же 1 8 ,0 5% — шпицбергенским углем. В даль­ нейшем расход топлива будет увеличиваться с ростом существующих промышленных предприятий и с появле­ нием новых потребителей. Так, например, общий расход топлива всех предприятий треста Апатит к концу 2-го пятилетия составит свыше полумиллиона тонн условного топлива. В пределах треста основным потребителем явится Кандалакшский химкомбинат, расход которого в ближайшие годы (1934 —35) составит не менее 250—300 тыс. т условного топлива. Обнаруженные в 1932—33 гг. крупные месторожде­ ния железных руд на Кольском полуострове ставят в порядок дня вопрос о создании металлургического ком­ бината1, который также вызывает значительное увеличе­ ние расхода топлива. О намечающемся росте топливоснабжения можно су­ дить по нижеприводимым цифрам ввоза угля (в нат. велич.), запроектированного на 1937 г., лишь для глав­ ных потребителей. Севтралтрест........................................ ... 790 тыс. т. Мурманский Порт (включая бункер) 500 тыс. т Мурманская ж, д ...............- ...................... 200 тыс. т Промышленность г. Мурманска вме­ сте с ТЭС ...................................... ... 250 тыс. т Трест Апатит.......................................... 400 тыс. т Кольский металлургический комби­ нат .......................................................550 тыс. т ИТОГО............ 2 690 тыс. т Приведенная цифра указывает суммарный расход угля основными потребителями. Общий же спрос на все виды топлива, несомненно, эту цифру значительно увеличит. Обладая громаднейшими минерально-сырьевыми богат­ ствами, Кольский полуостров не имеет пока разведан­ ных достаточных по количеству для развития промыш­ ленности и соответствующих по качеству топливных ре­ сурсов. Таким образом, проблема топлива приобретает исключительно актуальное значение и требует специаль­ ной углубленной проработки. Топливные рессурсы Кольского полуострова ограничи­ ваются лишь торфом и лесом. Торфяные болота полу­ острова изучены еще недостаточно. По данным Инсторфа, в Мурманском округе зарегистрировано несколько тор­ фяников с общей площадью до 37 тыс. га (промыш­ ленных до 16 тыс. га) с запасами воздушно-сухого торфа 33,3 мил. т. Перспективы торфяных рессурсов, Кольского полу­ острова, в силу малой исследованности его террито­ рии, указанной цифрой, очевидно, не исчерпываются. Необходимо отметить, что вопрос о возможности про­ мышленного освоения торфяных массивов Заполярья, окончательно еще не выяснен. Разработка торфа, по- видимому, будет здесь значительно осложняться усло­ виями сушки сырца, вследствие кратковременности лет­ него сезона. В случае благоприятного разрешения этого вопроса торф явится местным топливом и может послужить базой для создания целого ряда газогенераторных станций, а также найти широкое применение, как непосредственно твердое топливо. Выявленные же в настоящее время торфяные залежи нельзя еще рассматривать, как существенный источник топливоснабжения, в силу небольших запасов, раздро­ бленности их по отдельным незначительным болотам и удаленности последних от потребителей, при отсутствии надлежащих путей сообщения. Запасы древесины на Кольском полуострове вообще невелики, при чем леса вдоль линии железной дороги и сплавных рек уже в большей части вырублены и истощены. Таким образом, лесные рессурсы по чисто экономическим соображениям так же не могут считаться значительным источником топлива. Следует еще упомянуть, что в некоторых озерах Кольского полуострова отмечено наличие современного сапропеля, правда, местами обогащенного остатками диа­ томовых водорослей, но, несмотря на это, все же пред­ ставляющего очень интересный объект, на изучение которого требуется обратить внимание. Сапропель может быть использован для получения из него битумов типа нефти. Однако, названный вид топлива пока что совер­ шенно нельзя принимать в расчет за необследованностью озер и невыясненностью его запасов. В отношении углей, рассматриваемый полуостров почти не обладает шансами, так как его территория приуро­ чена к Фенно-Скандинавскому кристаллическому щиту. И м е ю т с я л и ш ь н е п р о в е р е н н ы е у к а з а н и я м е с т н о г о н а с е л е н и я о в ы х о д а х у г л е й о к о л о о з е р а Н о т (в м е с т н о с т и Н и в а н-К у л я) и по 1 Поисково-разведочными работами выявлены месторо­ ждения цветных металлов, которые также должны быть осво­ ены промышленностью. Цветная металлургия войдет в общий комплекс Кольского металлургического комбината.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz