Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.
№ 3—4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 31 К вопросу о топливной базе Кольского полуострова Широкое освоение производительных сил Кольского полуострова является одной из важнейших задач второй пятилетки. В течение первой пятилетки на полуострове создан целый ряд крупных предприятий, вокруг которых воз никли новые населенные пункты и разрослись существо вавшие ранее. Из малонаселенной, трудно доступной окраины Мурманский округ превращается в оживленный промышленный район, тесно связанный в своем разви тии с интересами всего Союза. Быстрые темпы инду стриализации Кольского полуострова в свою очередь вызвали и значительный спрос на топливо. Расход пос леднего (плановый) по Мурманскому округу на 1933 год выражается в следующих цифрах: В и д т о п л и в а Расход на 1933 г. Удельный вес в %о/0 к общему итогу расхо да в условн. топл. Примечание А. Местное Дровяное топливо Б. Привозное Каменный уголь .. Нефтепродукты .. 615 310 11,9 26,6 61,5 11,9 Дрова указаны в тыс. куб. м, а остальные виды топлива в тыс. тонн нат. велич. Всего в уел. топл. 437,3 100 Из таблицы видно, что в топливном балансе на 1933 г. уголь имеет доминирующее значение. Преобладающая часть его потребления (81 ,95% ) покрывается донецким, остальные же 1 8 ,0 5% — шпицбергенским углем. В даль нейшем расход топлива будет увеличиваться с ростом существующих промышленных предприятий и с появле нием новых потребителей. Так, например, общий расход топлива всех предприятий треста Апатит к концу 2-го пятилетия составит свыше полумиллиона тонн условного топлива. В пределах треста основным потребителем явится Кандалакшский химкомбинат, расход которого в ближайшие годы (1934 —35) составит не менее 250—300 тыс. т условного топлива. Обнаруженные в 1932—33 гг. крупные месторожде ния железных руд на Кольском полуострове ставят в порядок дня вопрос о создании металлургического ком бината1, который также вызывает значительное увеличе ние расхода топлива. О намечающемся росте топливоснабжения можно су дить по нижеприводимым цифрам ввоза угля (в нат. велич.), запроектированного на 1937 г., лишь для глав ных потребителей. Севтралтрест........................................ ... 790 тыс. т. Мурманский Порт (включая бункер) 500 тыс. т Мурманская ж, д ...............- ...................... 200 тыс. т Промышленность г. Мурманска вме сте с ТЭС ...................................... ... 250 тыс. т Трест Апатит.......................................... 400 тыс. т Кольский металлургический комби нат .......................................................550 тыс. т ИТОГО............ 2 690 тыс. т Приведенная цифра указывает суммарный расход угля основными потребителями. Общий же спрос на все виды топлива, несомненно, эту цифру значительно увеличит. Обладая громаднейшими минерально-сырьевыми богат ствами, Кольский полуостров не имеет пока разведан ных достаточных по количеству для развития промыш ленности и соответствующих по качеству топливных ре сурсов. Таким образом, проблема топлива приобретает исключительно актуальное значение и требует специаль ной углубленной проработки. Топливные рессурсы Кольского полуострова ограничи ваются лишь торфом и лесом. Торфяные болота полу острова изучены еще недостаточно. По данным Инсторфа, в Мурманском округе зарегистрировано несколько тор фяников с общей площадью до 37 тыс. га (промыш ленных до 16 тыс. га) с запасами воздушно-сухого торфа 33,3 мил. т. Перспективы торфяных рессурсов, Кольского полу острова, в силу малой исследованности его террито рии, указанной цифрой, очевидно, не исчерпываются. Необходимо отметить, что вопрос о возможности про мышленного освоения торфяных массивов Заполярья, окончательно еще не выяснен. Разработка торфа, по- видимому, будет здесь значительно осложняться усло виями сушки сырца, вследствие кратковременности лет него сезона. В случае благоприятного разрешения этого вопроса торф явится местным топливом и может послужить базой для создания целого ряда газогенераторных станций, а также найти широкое применение, как непосредственно твердое топливо. Выявленные же в настоящее время торфяные залежи нельзя еще рассматривать, как существенный источник топливоснабжения, в силу небольших запасов, раздро бленности их по отдельным незначительным болотам и удаленности последних от потребителей, при отсутствии надлежащих путей сообщения. Запасы древесины на Кольском полуострове вообще невелики, при чем леса вдоль линии железной дороги и сплавных рек уже в большей части вырублены и истощены. Таким образом, лесные рессурсы по чисто экономическим соображениям так же не могут считаться значительным источником топлива. Следует еще упомянуть, что в некоторых озерах Кольского полуострова отмечено наличие современного сапропеля, правда, местами обогащенного остатками диа томовых водорослей, но, несмотря на это, все же пред ставляющего очень интересный объект, на изучение которого требуется обратить внимание. Сапропель может быть использован для получения из него битумов типа нефти. Однако, названный вид топлива пока что совер шенно нельзя принимать в расчет за необследованностью озер и невыясненностью его запасов. В отношении углей, рассматриваемый полуостров почти не обладает шансами, так как его территория приуро чена к Фенно-Скандинавскому кристаллическому щиту. И м е ю т с я л и ш ь н е п р о в е р е н н ы е у к а з а н и я м е с т н о г о н а с е л е н и я о в ы х о д а х у г л е й о к о л о о з е р а Н о т (в м е с т н о с т и Н и в а н-К у л я) и по 1 Поисково-разведочными работами выявлены месторо ждения цветных металлов, которые также должны быть осво ены промышленностью. Цветная металлургия войдет в общий комплекс Кольского металлургического комбината.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz