Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.

1 СО * 1934 № 3 — 4 Героическая эпопея I „—Мне кажется сомнительным, чтобы удалось пере­ везти всех участников экспедиции на материк при помощи самолетов. Поэтому я считаю, что летчики должны огра­ ничиться доставкой прови­ зии, топлива, медикаментов и одежды и облегчить таким образом жизнь участников экспедиции на льдине до тех пор, пока не придет ледо­ к о л " ,— так, еще накануне спасения всех челюскинцев, писал крупнейший норвеж­ ский полярный исследователь Гаральд Свердруп. Пятнад­ цать лет тому назад Свердруп вместе с Амундсеном проде­ лал на корабле „Мод" тот самый путь, который в про­ шлом году совершил и в кон­ це которого погиб „Челюс­ кин". Не менее известный спо­ движник Амундсена Ялмар Риссер-Ларсен, участник двух полетов к северному полю­ су — на самолетах и на ди­ рижабле „Норге“,— при всей своей благожелательности к нам, разделял неверие Сверд­ рупа в успех спасения людей со льда при помощи самоле­ тов. Но когда приведенные вы­ ше строки Свердрупа были получены в СССР, в это са­ мое время вся Советская Страна с замиранием сердца уже следила за тем^, как на­ ши летчики с молниеносной быстротой перевозили со льдов на материк всех уча­ стников экспедиции затонувшего „Челюскина". Спасательные операции развернулись 7 апреля, а 13 ап­ реля лагерь Шмидта перестал существовать. Сто пять его обитателей: девяносто три мужчины, десять женщин и двое детей — все были на берегу. . . II Чем был вызван поход „Челюскина"? В 1932 году советский ледокольный пароход „Сиби­ ряков" у с п еш н о проплыл вдоль всего Северного мор­ ского пути в одну летнюю навигацию. История полярных путе­ шествий знала до того толь­ ко три таких плавания,1 и ни одно из них не обошлось без одной, а то и двух зи­ мовок. Экспедиция на „Си- бирякове“ должна была раз­ решить вопрос: возможна ли навигация Северным морским путем, и если возможна, то как этот длинный, неверный и опасный путь поставить на службу социалистическо­ му строительству, как пре­ вратить его в советскую вод­ ную магистраль для связи с богатыми, но трудно доступ­ ными окраинами СССР? Экспедиция на „Сибиря- кове“ с честью справилась с возложенной на нее зада­ чей и ответила на поставлен­ ный перед нею вопрос в по­ ложительном смысле. После похода „Сибиряко- ва" правительство учредило Главное Управление Север­ ного морского пути, которое Отто Юльевич Шмидт. 1 Норденшельда, Вилькицкого и Амундсена. Не только героическое мужество, но и замечательное искусство было во всех операциях по спасению челюскинцев. Твердое, уверенное, четкое руководство, напра­ вляемое товарищем СТАЛИНЫМ, имело твердых, уверенных, четких исполнителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz