Карело-Мурманский край. 1934, N3-4.
1 СО * 1934 № 3 — 4 Героическая эпопея I „—Мне кажется сомнительным, чтобы удалось пере везти всех участников экспедиции на материк при помощи самолетов. Поэтому я считаю, что летчики должны огра ничиться доставкой прови зии, топлива, медикаментов и одежды и облегчить таким образом жизнь участников экспедиции на льдине до тех пор, пока не придет ледо к о л " ,— так, еще накануне спасения всех челюскинцев, писал крупнейший норвеж ский полярный исследователь Гаральд Свердруп. Пятнад цать лет тому назад Свердруп вместе с Амундсеном проде лал на корабле „Мод" тот самый путь, который в про шлом году совершил и в кон це которого погиб „Челюс кин". Не менее известный спо движник Амундсена Ялмар Риссер-Ларсен, участник двух полетов к северному полю су — на самолетах и на ди рижабле „Норге“,— при всей своей благожелательности к нам, разделял неверие Сверд рупа в успех спасения людей со льда при помощи самоле тов. Но когда приведенные вы ше строки Свердрупа были получены в СССР, в это са мое время вся Советская Страна с замиранием сердца уже следила за тем^, как на ши летчики с молниеносной быстротой перевозили со льдов на материк всех уча стников экспедиции затонувшего „Челюскина". Спасательные операции развернулись 7 апреля, а 13 ап реля лагерь Шмидта перестал существовать. Сто пять его обитателей: девяносто три мужчины, десять женщин и двое детей — все были на берегу. . . II Чем был вызван поход „Челюскина"? В 1932 году советский ледокольный пароход „Сиби ряков" у с п еш н о проплыл вдоль всего Северного мор ского пути в одну летнюю навигацию. История полярных путе шествий знала до того толь ко три таких плавания,1 и ни одно из них не обошлось без одной, а то и двух зи мовок. Экспедиция на „Си- бирякове“ должна была раз решить вопрос: возможна ли навигация Северным морским путем, и если возможна, то как этот длинный, неверный и опасный путь поставить на службу социалистическо му строительству, как пре вратить его в советскую вод ную магистраль для связи с богатыми, но трудно доступ ными окраинами СССР? Экспедиция на „Сибиря- кове“ с честью справилась с возложенной на нее зада чей и ответила на поставлен ный перед нею вопрос в по ложительном смысле. После похода „Сибиряко- ва" правительство учредило Главное Управление Север ного морского пути, которое Отто Юльевич Шмидт. 1 Норденшельда, Вилькицкого и Амундсена. Не только героическое мужество, но и замечательное искусство было во всех операциях по спасению челюскинцев. Твердое, уверенное, четкое руководство, напра вляемое товарищем СТАЛИНЫМ, имело твердых, уверенных, четких исполнителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz