Карело-Мурманский край. 1934, N12.
КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 5? Сразу же после разгрома интервентов „Литке" по лучил полярное крещение. В том же году он был по слан в Карское море на помощь затертому и дрейфо вавшему во льдах ледоколу „Малыгин0. В 1921 году капитаном ледореза был М. А. Нико лаев, отец Н. М. Николаева, нынешнего капитана „Литке". В 1923 году ледорез был послан в Кронштадт для докования, а затем переброшен в Черное море для работ во время зимних навигаций. Здесь одну навигацию он работал под командой Н. М. Николаева. Начиная с 1926 года по 1929 год ни одно судно не могло пройти из Владивостока на остров Врангеля. Льды не давали возможности сменить зимовщиков на острове. В 1929 г. было решено снарядить новую экспедицию нч о. Врангеля, во что бы то ни стало сменить зимовщи ков. При подборе судна для этой экспедиции перебира лись имена всех ледоколов. Выбор пал на „Литке". Ледорез пошел в эту экспедицию под командованием старого полярника капитана Дублицкого. „Литке", получив пять пробоин, все же победил полярные льды. Задачи, возложенные на экспедицию, были выполнены с честью. И за это ледорез награжден орденом Красного Знамени. Сразу же по возвращении с о. Врангеля ледорез снова ходил в ответственный полярный рейс на север Дальнего Востока. Он доставлял самолеты на Чукотку. 1931 год. Под командованием Н. М. Николаева „Литке" направился в первый зимний рейс в Охотское море. Два месяца ему пришлось дрейфовать во льдах. Несмотря на это он блестяще разрешил проблему зим него плавания по Охотскому морю. В 1932 году он совершил рейс в Колыму. Под его флагманством шло 7 крупных судов. Эта экспедиция носила название Северо-Восточной. Она доставила тех нические и продовольственные грузы в Якутию и про делала громадную работу по выполнению программы Второго Международного полярного года. Все суда этой экспедиции зимовали в Чаунской губе. Возвращаясь из Колымской экспедиции, „Литке" оказал помощь пароходу „Урицкий", дрейфовавшему во льдах. Кроме того он провел суда своей экспедиции до бухты Провидения. Эги операции привели ледорез в аварийное состояние. В трюмах его открылась течь. Судно принимало 250 тонн воды в час. Машины ледореза могли давать только три восьмых части своей настоящей мощности. И вот в таком состоянии „Литке" вышел на помощь „Челюскину". Не удалось оказать эту помощь потому, что у Северной Аляски были тяжелые льды. Все же он спас два аварийных судна. Таким образом „Литке" непрерывно пробыл во льдах почти два года и вернулся во Владивосток 4 января 1934 года. В марте был послан в Японию для ремонта. 29 мая, возвратившись из Японии, ошвартовался у причалор^владивостокского порта. А 28 июня, когда страна встречала героев летчиков и мужественных че люскинцев, ледорез „Литке" покинул владивостокский порт, взяв курс на норд, курс на выполнение ответ ственнейшего задания партии и правительства. III. Рулевой уверенно держит штурвал. Курс на Запад! Разрезая серые волны Берингова моря „Литке" смело движется вперед. Скудно светит оранжевое заполярное солнце. Блики его играют на стекле компаса. С каждым часом, с каждой вахтой, с каждым днем корабль про двигается все дальше на Запад. Через непродолжительное время ледорез достиг тра верза гибели „Челюскина". Литкенцы дали салют. Они устроили митинг. Они поклялись, что будут также смело и мужественно бороться с Арктикой, кактерои- летчики и отважные челюскинцы, поклялись быть такими же стойкими, как славный ледовой командир Отто Юль евич Шмидт. За Ванкаремом встретились первые льды. После них ле дорез вошел в торосистый лед. А немного спустя „Литке" встретился с тяжелым многолетним сжатым льдом. Ледорезу тяжело -было бить этот лед. Синоптик вы сказал надежду на перемену ветра, а с ним и на изме нение ледовой обстановки. Решено было выждать этот момент. Прошли сутки, двое, трое, четверо... Ветер не сменялся. И уж синоптик Раавиллович, предсказания которого обычно сбываются, ничего хорошего не пред вещал. Тогда литкенцы бросились в атаку на лед. Не легкая была эта борьба. Глухие удары форштевня один за другим сыпались на многолетний лед. Ветер снежных брызг рассыпался под бушпритом ледореза. Корабль почти не двигался вперед. Но большевики не думали отступать. Упорное наступление продолжалось. Ледорез продвинулся на полкорпуса вперед. Сменяясь, первая вахта рапортовала об этом, как о победе. К концу второй вахты „Литке" продвинулся уже на несколько миль. Кочегары непрерывно шуровали топки. Черная тень от густой ленты дыма тянулась по голубизне льдов. Ледорез продолжал отчаянно колотить лед форштевнем. Все горели одной мыслью: вперед, на запад. С хрустом отлетело несколько заклепок и сразу же в носовую часть суна брызнули тонкие струйки холод ной воды. Появилась вода и в центральной угольной яме. Разошлась обшивка шпангоутов... — Вода на судне!. . Этот сигнал вахтенного — никого не смутил. Мощные водоотливные средства были подготовлены еще до на чала атаки. Политика сокрушения победила! Ледорез выбился на чистую воду. Это было 20 июля. Но передышка была недолгой. Скоро снова встретились льды. Спустили разведчика. Вспенив воду полярного моря, он взвился высоко над ледорезом. Начальник экспеди ции, вместе с летчиком Кукановым, вылетел отыскивать проход изо льдов. — Через несколько часов вернемся — бросил началь ник экспедиции перед отлетом. Пропеллер с шумом рвет воздух. Ледорез остался позади. Вот уж за торосами скрылись и мачты его, потерялась, растаяла в небе черная лента дыма. Под самолетом попрежнему расстилается ледяная пустыня. Массивные торосы чередуются с причудливыми айсбер гами, как бы вылепленными и вырубленными искусной рукой гениального скульптора. Пролетели сто миль. И на протяжении ста миль был лед. Повернули назад. Обратный путь к ледорезу прегра дила завеса тумана. Самолет сменил направление. Внизу показался берег. Вскоре уже отчетливо вырисовывались крутые каменные обрывы и глыбы, увенчанные серебря*- ными шапками снега. - Мыс Шмидта! узнал Куканов. На ледорезе с нёхорпением ждали возвращения само лета. Но работа не прекращалась ни на минуту. Науч ные наблюдения были в полном разгаре. Визе, Кондырев, Богоров, Березкин брали пробы. Нд палубу подымали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz