Карело-Мурманский край. 1934, N12.

56 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ С В О С Т О К А Н А З А Г Т А Д (Хрони ка третьего большевистского похода по СМИ) I f С незапамятных времен Арктика хранила суровое безмолвие. Только экспедиции редких смельчаков на­ рушали полярную тишину. Имена этих смельчаков живут йсейчас. Норденшельд, Макаров, Нансен, Седов, Амунд­ сен, Сибиряков . . . Торосы, айсберги, ледяные поля многометровой тол­ щины становились на их пути. И люди отступали. Их суда вмерзали в лед и так зимовали. Немногие прини­ мали неравный бой со стихией. Но и их попытки по­ бедить Арктику разбивались о суровые льды. Только Норденшельду удалось в две навигации пройти Великий Северный Морской путь. Об этой трассе Норденшельд сказал: — Да, проходима... И больше уж не ходил по ней. Снова здесь воцари­ лось безмолвие. Только большевики нарушили его. Страна Советов с начала первой пятилетки и с Запада и с Востока повела атаку на Арктику. Это планомер­ ное наступление на Северное Ледовитое море заверши­ лось блестящим походом „Сибирякова“. Впервые в исто­ рии полярных исследований корабль в одну навигацию прошел по Северному Морскому Пути. Это был корабль, руководимый большевиками. Вслед за ним по этой же трассе совершил героический рейс „Челюскин”. А уже в нынешнем году в советской Арктике усиленно бился пульс большевистских будней. Ее посетило свыше 70 экспедиционных судов. И опять по кар'тТ-от Влади­ востока до Мурманска пролегла свежая красная линия. Это путь краснознаменного Лецореза „Литке". Его по заданию партии и правительства ГУСМП снарядило в третий большевистский поход по Северному Морскому Пути. Партия и правительство людям, отправлявшимся на „Литке" дали наказ: ★ Впервые в истории полярных исследований прой СМП с Востока на Запад. ■к Сделать новые научные исследования и наблюдения в морях Чукотском, Восточно-Сибирском, Лаптевых. •fc Освободить из ледового плена суда П-й Ленской экспедиции и помочь пройти сквозь льды судам П-йЛен­ ской эксцедиции. II „Литкенцы" с гордостью вспоминают биографию своего корабля. Заслуженная гордость! Богаты и содер­ жательны страницы славной биографии ледореза, стра­ ницы, рассказывающие о том, как упорно большевики борются за освоение Арктики, за покорение полярной стихии. Биография краснознаменного ледореза сложи-; лась из упорных трудов лучших полярников Советского Союза. „Литке" строился в Англии как пакетбот для спе­ циальных рейсов по заливу Лаврентия. Первоначальное название ледореза— „Эрль Грей“. Ледорез был приобретен царским правительством для ледокольных операций в Белом море. Но недолго он здесь поработал. Вскоре после прихода в Россию ледо­ рез затонул у побережья Кольского полуострова. И только в 1917 году он был поднят. Начало самых содержательных страниц из жизни „Литке" датировано 1920 м годом. В то время ледо­ рез наспех был переоборудован в военный корабль и участвовал в борьбе с интервентами, оккупировавшими Северный край. „Литке“ преследовал командующего оккупантских войск генерала Миллера, удиравшего на ледоколе „Минин" из Архангельска за границу. Тральщик выходит в оче­ редной рейс.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz