Карело-Мурманский край. 1934, N12.

КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 49 ГИДРОСТАНЦИЯ НА ТУЛОМЕ, На 69 градусе северной широты в 1936 году должна быть сооружена и пущена в эксплоатацию гидроэлек­ трическая станция, равная первоначальной мощности Волховстроя. Воды горной Туломы будут заперты у устья, повернуты в старое („доисторическое") русло и под огромным напором брошены на лопасти четырех турбин. Ток высокого напряжения потечет по проводам из пу­ стынных Мурмашей. Земляная плотина запрет воды Туломы. Плотина строится глухая, без водослива, „набросного" типа. Глядя на ее строительство со стороны, человек несве­ дущий в гидротехнике может решить, что постройка до смешного проста: в воду бросается крупный камень до тех пор, пока высокая каменная гряда (равная высоте плотины) не вылезет из воды и не преградит реку. Затем на откос этой гряды (со стороны будущего на­ пора воды) насыпаются слои более мелкого камня, гальки, щебня, крупного песка и, наконец, супеси. Рас­ чет прост: силой течения более мелкий материал и пло­ тина станет крепкой й водонепроницаемой. Однако строительство такой плотины— трудная и .ювелирная" работа. Советские инженеры научились строить набросные плотины на Беломорско-Балтийском канале Но Тулом- ская плотина будет самой большой набросной земляной плотиной в мире. На дно реки лягут полтора миллиона кубометров камня, песку и супеси. Она возвысится на 20 с лишним метров над теперешним уровнем реки. Чтобы можно было сбрасывать во время весеннего паводка излишек воды, надо отодвинуть скалы и со­ орудить бетонную водосбросную плотину, возвышаю­ щуюся на 22 метра над дном реки. В залив надо вы­ вести водосбросный канал. Водосбросная плотина и канал — это сооружение огромной трудности. Здесь по­ требуется сделать 800 тысяч кубических метров выемки грунта. В устье старого русла реки, на скалистом основании будет воздвигнуто здание самой гидроэлектростанции. Перед станцией и после нее, по так называемой „Вере­ совой губе", дно-углубительные работы создадут канал. Отводящий канал двумя земляными дамбами сопрягается со зданием станции, чем создается простой и надежный путь воды в приемники турбин. На Туломе впервые в мире сооружается набросная плотина, предназначенная для постоянной эксплоатации и выдерживающая такой большой (1 842 кубометра) напор. Все работы ведутся в исключительно неблаго­ дарных геологических условиях. Грунт на строительной площадке состоит преимущественно из морены с круп­ ными валунными образованиями и скалы. Дно реки Туломы по геологическому своему строению настолько неблагоприятно для строительства, что приходится при­ нимать специальные меры против его размыва перед плотиной. Вот почему ходом Туломского строительства интере­ суются крупнейшие специалисты Советского Союза, и само строительство вносит ценный вклад в советскую гидростроительную технику. На Туломстрое надо сделать выемку около полутора миллионов кубометров грунта (причем около 500 тыс. падает на скалу). В отличие от Беломорско-Балтийского канала все эти работы производятся на чрезвычайно узком, полуторакилометровом фронте строительства. Темпы строительства здесь решаются не только и не столько численностью рабочей силы, сколько степенью насыщения участков механизмами, качеством использо­ вания их и производительностью труда. С момента начала строительства на Туломе сделано уже очень много. Вынуто на водосбросе 500 тысяч куби­ ческих метров грунта, на плотине — 150 тысяч, на строи­ тельстве станции — 105 тысяч. Бетона уложено 10 тысяч кубометров. Сооружена железнодорожная ветка от стан­ ции Кола до строительной площадки, протяжением 12 километров. При сооружении этой ветки было вы­ нуто и насыпано 270 тысяч кубометров грунта. Проло­ жена автогужевая дорога Мурмаши — Кола — Мурманск протяжением 25 километров. Пущена в ход временная электростанция на 500 киловатт. Построена и эксплоа- тируется высоковольтная линия электропередачи Мур­ маши — Мурманск. Это далеко не все. А бетонный завод, а механиче­ ские мастерские, а гаражи! Энергия Туломской гидростанции, возникшей по пря­ мому указанию вождя партии и страны тов. Ст а л и н а , будет питать электрическую Мурманку и все Заполярье. Мощность станции будет велика, но не постоянна. По существующему проекту максимальная мощность Тулом­ ской ГЭС весной будет достигать 48 тысяч киловатт и затем постепенно будет падать до 8 тысяч киловатт зимой. Трудно бороться с капризами реки, расходующей в разное время года от 80 до 2 000 кубических метров воды в секунду. Но и здесь инженерное искусство, большевистская настойчивость побеждают. Реки Л о т а и Н о т а , берущие начало в Финляндии, составляют общий водный бассейн с рекой Туломой. Построив искусственные преграды, подымающие уровень реки, можно создать запасы воды и уменьшить колеба­ ния мощности станции. Кроме того, это позволит ис­ пользовать вновь образовавшиеся добавочные источники энергии. Такой путь, уменьшающий колебания мощно­ сти Туломской ГЭС (от 48 до 16 тысяч киловатт), породил проект сооружения Верхне Туломской станции и 60 километровых от Мурмашей, с максимальной проект­ ной мощностью и 60 тысяч киловатт. Но пока можно встать на другой путь. Кольцевой линией соединяется Туломская станция с Нивской, кото­ рая после постройки регулирующего устройства сможет в любых пределах менять расход своих водохранилищ. В дни весеннего паводка, когда Тулома даст максималь­ ную мошность, Нива будет копить запасы воды, затем расходовать их по мере надобности. Таким образом, потребители будут целый год получать необходимое им количество энергии. Кольцевание заполярных электростанций и создание единой заполярной электросети не исключается и после постройки Верхне-Туломской станции. □о □ Огромное строительство возглавляет большевик С у т ы- р и н. Партия потребовала от него овладения строитель­ ной техникой и он в короткий срок успел так много, что завоевал уважение крупнейших гидротехников Совет­ ского Союза. Его заместитель— кадровый чекист това­ рищ Ие в л е в стал прекрасным администратором, тех

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz