Карело-Мурманский край. 1934, N12.
КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 49 ГИДРОСТАНЦИЯ НА ТУЛОМЕ, На 69 градусе северной широты в 1936 году должна быть сооружена и пущена в эксплоатацию гидроэлек трическая станция, равная первоначальной мощности Волховстроя. Воды горной Туломы будут заперты у устья, повернуты в старое („доисторическое") русло и под огромным напором брошены на лопасти четырех турбин. Ток высокого напряжения потечет по проводам из пу стынных Мурмашей. Земляная плотина запрет воды Туломы. Плотина строится глухая, без водослива, „набросного" типа. Глядя на ее строительство со стороны, человек несве дущий в гидротехнике может решить, что постройка до смешного проста: в воду бросается крупный камень до тех пор, пока высокая каменная гряда (равная высоте плотины) не вылезет из воды и не преградит реку. Затем на откос этой гряды (со стороны будущего на пора воды) насыпаются слои более мелкого камня, гальки, щебня, крупного песка и, наконец, супеси. Рас чет прост: силой течения более мелкий материал и пло тина станет крепкой й водонепроницаемой. Однако строительство такой плотины— трудная и .ювелирная" работа. Советские инженеры научились строить набросные плотины на Беломорско-Балтийском канале Но Тулом- ская плотина будет самой большой набросной земляной плотиной в мире. На дно реки лягут полтора миллиона кубометров камня, песку и супеси. Она возвысится на 20 с лишним метров над теперешним уровнем реки. Чтобы можно было сбрасывать во время весеннего паводка излишек воды, надо отодвинуть скалы и со орудить бетонную водосбросную плотину, возвышаю щуюся на 22 метра над дном реки. В залив надо вы вести водосбросный канал. Водосбросная плотина и канал — это сооружение огромной трудности. Здесь по требуется сделать 800 тысяч кубических метров выемки грунта. В устье старого русла реки, на скалистом основании будет воздвигнуто здание самой гидроэлектростанции. Перед станцией и после нее, по так называемой „Вере совой губе", дно-углубительные работы создадут канал. Отводящий канал двумя земляными дамбами сопрягается со зданием станции, чем создается простой и надежный путь воды в приемники турбин. На Туломе впервые в мире сооружается набросная плотина, предназначенная для постоянной эксплоатации и выдерживающая такой большой (1 842 кубометра) напор. Все работы ведутся в исключительно неблаго дарных геологических условиях. Грунт на строительной площадке состоит преимущественно из морены с круп ными валунными образованиями и скалы. Дно реки Туломы по геологическому своему строению настолько неблагоприятно для строительства, что приходится при нимать специальные меры против его размыва перед плотиной. Вот почему ходом Туломского строительства интере суются крупнейшие специалисты Советского Союза, и само строительство вносит ценный вклад в советскую гидростроительную технику. На Туломстрое надо сделать выемку около полутора миллионов кубометров грунта (причем около 500 тыс. падает на скалу). В отличие от Беломорско-Балтийского канала все эти работы производятся на чрезвычайно узком, полуторакилометровом фронте строительства. Темпы строительства здесь решаются не только и не столько численностью рабочей силы, сколько степенью насыщения участков механизмами, качеством использо вания их и производительностью труда. С момента начала строительства на Туломе сделано уже очень много. Вынуто на водосбросе 500 тысяч куби ческих метров грунта, на плотине — 150 тысяч, на строи тельстве станции — 105 тысяч. Бетона уложено 10 тысяч кубометров. Сооружена железнодорожная ветка от стан ции Кола до строительной площадки, протяжением 12 километров. При сооружении этой ветки было вы нуто и насыпано 270 тысяч кубометров грунта. Проло жена автогужевая дорога Мурмаши — Кола — Мурманск протяжением 25 километров. Пущена в ход временная электростанция на 500 киловатт. Построена и эксплоа- тируется высоковольтная линия электропередачи Мур маши — Мурманск. Это далеко не все. А бетонный завод, а механиче ские мастерские, а гаражи! Энергия Туломской гидростанции, возникшей по пря мому указанию вождя партии и страны тов. Ст а л и н а , будет питать электрическую Мурманку и все Заполярье. Мощность станции будет велика, но не постоянна. По существующему проекту максимальная мощность Тулом ской ГЭС весной будет достигать 48 тысяч киловатт и затем постепенно будет падать до 8 тысяч киловатт зимой. Трудно бороться с капризами реки, расходующей в разное время года от 80 до 2 000 кубических метров воды в секунду. Но и здесь инженерное искусство, большевистская настойчивость побеждают. Реки Л о т а и Н о т а , берущие начало в Финляндии, составляют общий водный бассейн с рекой Туломой. Построив искусственные преграды, подымающие уровень реки, можно создать запасы воды и уменьшить колеба ния мощности станции. Кроме того, это позволит ис пользовать вновь образовавшиеся добавочные источники энергии. Такой путь, уменьшающий колебания мощно сти Туломской ГЭС (от 48 до 16 тысяч киловатт), породил проект сооружения Верхне Туломской станции и 60 километровых от Мурмашей, с максимальной проект ной мощностью и 60 тысяч киловатт. Но пока можно встать на другой путь. Кольцевой линией соединяется Туломская станция с Нивской, кото рая после постройки регулирующего устройства сможет в любых пределах менять расход своих водохранилищ. В дни весеннего паводка, когда Тулома даст максималь ную мошность, Нива будет копить запасы воды, затем расходовать их по мере надобности. Таким образом, потребители будут целый год получать необходимое им количество энергии. Кольцевание заполярных электростанций и создание единой заполярной электросети не исключается и после постройки Верхне-Туломской станции. □о □ Огромное строительство возглавляет большевик С у т ы- р и н. Партия потребовала от него овладения строитель ной техникой и он в короткий срок успел так много, что завоевал уважение крупнейших гидротехников Совет ского Союза. Его заместитель— кадровый чекист това рищ Ие в л е в стал прекрасным администратором, тех
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz