Карело-Мурманский край. 1934, N12.

42 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ ш ш Ударники Кондопоги: т. Пряню (слева) и т. Баклагин (справа). Плотник Пряню выполняет свой план на \t0%. Был преми­ рован 5 раз. Активист, депутат поселкового Совета. Тов. Бакла- гин лучший дефибрерщик, ездил на всесоюзный слет лучших ударников бумпромышленности. Систематически перевыпол­ няет свой план. Организатор ячейки изобретателей. Канал закончен. Серебряное русло его легло на по­ корном теле земли. Белое и Балтийское моря соединены. Изменена география севера. Упорная борьба по освоению богатств Карело-Мур- манского края продолжается. И об этой борьбе расска­ зывает слету знатных людей Северной республики тов. Успенский. О □ О Внимательно слушает зал: Тов. Сталин, проезжая по каналу, за шлюзами, дам­ бами и плотинами уже видел новые фабрики и заводы, которые должны вырасти там, где еще сплошной массой стоит лес. Он видел сеть гидроэлектрических станций, призванных напитать эти фабрики и заводы энергией, освоить богатства карельских недр. Величайший человек нашей эпохи, по инициативе которого началось строи­ тельство канала, уже видел, как лесные массивы Карелии превратятся в бумагу и целлюлозу, как пни будут пере­ рабатываться в мыло и канифоль, а опилки— в сахар и спирт. Что сделано за это время? Первые дни навигации —- этот период освоений, несущий почти каждому новому предприятию детские болезни пускового периода, — осу­ ществлен блестяще. Ни одной аварии ... За первый год перевезено около 900 тысяч тонн различных грузов. В этом году уже перевезено примерно 800 тыс. тонн, а ведь навигация еще продолжается. План собственных перевозок выполнен полностью. Однако того, что сде­ лано, еще далеко недостаточно. Пропускная способность канала в несколько раз выше. Для5того, чтобы полностью освоить план, нужны новые суда. И ББК строит их. — Мы приступили к строительству собственных лих­ теров, берлинов, барж. В рекордно короткий срок по­ строена грандиозная Пиндушская судостроительная верфь. Нарком народного транспорта тов. Пахомов, посетивший летом этого года верфь, дал очень высокую оценку ее продукции. Пиндушская судостроительная верфь стано­ вится верфью союзного значения. Строится большой морской порт в Сороке. Построены северный и южный молы, строятся две электростанции, проведены дноуглубительные работы. По размеру их можно судить о размахе строительства. Вынуто около миллиона кубометров грунта. Заканчивается сооружение подводной части трех лесных и нефтяного причала. Но этим не исчерпываются задачи освоения Бело­ морско-Балтийского водного пути. Сейчас, первоочередная задача состоит в том, чтобы полностью использовать пропускную способность канала. Для этого прежде всего необходимо освоить лесные богатства Карельской респу­ блики. И в этом отношении на ББК проделана исклю­ чительно важная работа. Исследовательские работы показали полную возмож­ ность осуществить мысль тов. Сталина о превращении древесины в концентрат, полностью использовать отходы древесины. Лаборатории комбината уже получили канифоль, са­ хар и спирт, выработанные из отходов древесины. На комбинате проводятся и лесозаготовки. Так, в 1934 году мы даем 900 тыс. фестметров древесины, часть из которой будет распилена на лесозаводах ББК. Построен на три рамы лесозавод в Пиндушах, работает лесозавод в Корбозере на две рамы. В 1935 году ком­ бинат даст 1 700 тыс. фестметров. Большая работа проделана и по изучению лесных массивов Карелии. 150 инженеров-изыскателей работали в этом году в лесах республики. В результате, выбрано место для постройки проектируемого сейчас лесобумхим- комбината. Строительство этого комбината обойдется в 148 миллионов рублей. ББК имеет огромные энергетические ресурсы. Плотины канала сейчас бесцельно расходуют свои воды. А ведь они могут привести в действие генераторы в 220 тыс. киловатт. Строительство электростанций на базе уже готовых плотин обойдется значительно дешевле, чем постройка станций на новых местах. Таким образом, мы сумеем дать более дешевую энергию, а это особенно важно для электроемких производств, в частности для производства алюминия. Прежде всего запроектировано построить электростанцию на Выге у 23 Сосновицкой плотины. Эта станция даст ток будущему алюминиевому заводу. Всего на плотинах канала запроектировано по­ строить 7 электростанций. План постройки гидростанций на Беломорско-Балтийском канале уже утвержден Глав­ энерго. Беломорско-Балтийский комбинат готовится и к осво­ ению Пудожгорских залежей титано-магнетитов. Стране советоз для высокосортной стали необходим ванадий. Мы его дадим. На Кольском полуострове строится Туломская гидро­ электростанция. Несмотря на необычайно тяжелые усло­ вия Заполярья, на стройке уже вынуто 300 тыс. кубо­ метров скалы и грунта. Идет укладка бетона, проведена грунтовая дорога и железнодорожная ветка. Построено три рабочих поселка. Комбинат ведет упорную работу и по освоению ка­ рельских почв. Недавно наши совхозы посетили: пре­ зидент Всесоюзной сельско-хозяйственной академии наук, академик Вавилов, академик Тулейков, профессор Бон­ даренко. Они дали очень высокую оценку сельскому хозяйству комбината. Мы выращиваем не только пше­ ницу, мы даем помидоры. Средний удой коров 7,1 литра в день, племенные коровы дают по 15 литров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz