Карело-Мурманский край. 1934, N12.

8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ ЗА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА (Из речи тов. Кирова на II Ленингр. Обл. Партийной Конференции в 1932 г.) ... Мы развернули и углубили нашу работу в отно­ шении индустриализации нашей области. До самых последних полугора-двух лет наша промышленность, главным образом, сосредоточивалась в городе Ленин­ граде, и за переделами города мы имели относительно немного, главным образом средних и мелких, предпри­ ятий. За последние годы это положение начало изме­ няться. Например, далеко от Ленинграда, за полярным кругом, развертывается на протяжении последних двух лет огромнейший Хибинский комбинат (апатиты). Развивается новое производство, новая отрасль про­ изводства, и на этой базе вокруг Хибинского комби­ ната создается целый новый город, город с 30-тысячным населением. □□ □ ... Пример Хибин особенно показателен с точки зре­ ния дальнейшего подъема производительных сил нашей страны. Это нагляднейшее доказательство того, что в итоге свержения капиталистической системы создается невиданный размах развертывания производительных сил. Мы во в т о р о й п я т ил е т к е п о к а ж е м , ч т о нет т а к о г о ме с т а на земле, к о т о р о е н е ль з я было бы п о с т а в ить на с л у ж б у с о ц и а л и з м у . ... Наша партийная организация принимала все меры к тому, чтобы форсировать постройку новых источни­ ков энергии, но, к сожалению, к тем срокам, которые были бы нам нужны, мы этих новых энергетических источников не получаем,—-за исключением 2-й ГЭС, которая не сегодня-завтра должна будет пойти на пол­ ную мощность. В процессе строительства находится Свирь, часть которой вступит в 1932 г., Дубровская электростанция, первая очередь которой тоже вступит в этом году, и г и д р о э л е к т р и ч е с к а я с т а н ц и я на С е в е р е на р. Ниве . Перед нами стоит, как одна из важнейших задач, в разрешение которой упирается все дальнейшее разви­ тие нашей промышленности, — форсирование добычи местного топлива: угля, торфа, сланца. Эти три источника далеко еще не приобрели в то­ пливном балансе Ленинграда и Области того значения, которое они могут и должны иметь. Добыча угля и сланца еще находится в зачаточном состоянии. Что ка­ сается торфа, огромные источники которого раскинуты по всему нашему краю, то здесь до сегодняшнего дня мы еще не умеем по-настоящему это ценнейшее топли­ во, во-первых, извлекать, а во-вторых, использовать с соответствующей эффективностью. Мы должны во что бы то ни стало обеспечить выполнение в намеченные сроки пуска новых электростанций, должны решительно, по-большевистски организовать всю работу по добыче местного топлива. □а о ... Я должен сказать, что мы достигли несомненных успехов и в отношении железнодорожного и в отноше­ нии водного транспорта. Но представлять себе дело так, что мы действительно по-настоящему перестроили эти важнейшие отрасли народного хотяйства, — было бы глубокой ошибкой. Правда, формально по ряду пока­ зателей Октябрьская и Мурманская железные дороги занимают первое место в сети наших железных дорог. Но надо помнить, что транспорт в целом, а в том числе и железнодорожный транспорт, является отста­ ющим звеном, и успокаивать себя тем, что мы первые среди отстающих — н ив коем случае нельзя. Нам пред­ стоит еще колоссальная работа по дальнейшему оздо­ ровлению и реконструкции всех видов транспорта, всего транспортного хозяйства. Большую работу парторганизации проделали в отно­ шении налаживания одного важного звена в хозяйстве нашей Области и нашего города — я имею в виду ра­ боту Ленинградского и Мурманского партов. Те из вас, которые близко стояли к работе Ленинградского порта года полтора тому назад, знают и помнят, что букваль­ но не было дня, чтобы то или другое звено парторга­ низации не занималось каким-либо „прорывами" в порту. ТеИерь мы как будто бы настолько наладили дело, что можем даже похвастаться некоторыми цифрами. Например, по импорту Ленинградский порт выполнил программу на 145%. □ □ □ ... Я хотел бы особо привлечь ваше внимание к во­ просам индустриализации и экономического роста на­ шего Севера. Мурманск и вообще весь Кольский полуостров с ка-, ждым годом приобретают все большее и большее хозяй­ ственное значение для всего Союза, а между тем отста­ лость' всего Мурманского края и самого города Мур­ манска резко отрицательно влияет на экономическое раз­ витие нашего далекого Севера. В конце 1931 г. мы поставили мурманскую проблему во весь рост, вовлекли в эту работу представителей всех заинтересованных ведомств и организаций. Сегодня я должен сообщить, что та программа работ, которую мы намечали для Мурманска в 1932 г , в основном Сов­ наркомом СССР одобрена и в ближайшие дни будет приступлено к ее реальному осуществлению. □ □ □ ... 1932 г. для нас будет иметь громадное значение в отношении дальнейшего подъема энергетической базы нашей ленинградской промышленности, добычи электро­ энергии, сланца, угля и торфа. Это четыре кита, которых нужно двигать во что бы то ни стало. Когда я говорю об угле, я имею в виду не только боровичский уголь, добычу которого мы раз­ виваем. Вопрос я ставлю шире. В отношении угля нам надо заняться и посмотреть все уголки нашей области, п р и в л е ч ь к э т о м у де лу и К а р е л ь с к у ю р е с ­ пу б ли к у . Наша область лишь в ничтожной мере исследована в геологическом отношении, мы знаем лишь незначительную долю богатства наших недр, и никто нас не убедит, что наша область и Карелия не имеют других угольных ресурсов, кроме боровичских. Возьмем хотя бы использование в качестве топлива „шунгитов". В последние дни Ленинградский институт прикладной химии, проводящий большую работу по постановке опытов сжигания „шунгитов", подходит к положитель­ ному разрешению сложнейшей задачи в использовании „шунгитов" в качестве топлива. Надо развернуть даль­ нейшую разведку, дальнейшие изыскания в зтом вопросе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz