Карело-Мурманский край. 1934, N12.
8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ ЗА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА (Из речи тов. Кирова на II Ленингр. Обл. Партийной Конференции в 1932 г.) ... Мы развернули и углубили нашу работу в отно шении индустриализации нашей области. До самых последних полугора-двух лет наша промышленность, главным образом, сосредоточивалась в городе Ленин граде, и за переделами города мы имели относительно немного, главным образом средних и мелких, предпри ятий. За последние годы это положение начало изме няться. Например, далеко от Ленинграда, за полярным кругом, развертывается на протяжении последних двух лет огромнейший Хибинский комбинат (апатиты). Развивается новое производство, новая отрасль про изводства, и на этой базе вокруг Хибинского комби ната создается целый новый город, город с 30-тысячным населением. □□ □ ... Пример Хибин особенно показателен с точки зре ния дальнейшего подъема производительных сил нашей страны. Это нагляднейшее доказательство того, что в итоге свержения капиталистической системы создается невиданный размах развертывания производительных сил. Мы во в т о р о й п я т ил е т к е п о к а ж е м , ч т о нет т а к о г о ме с т а на земле, к о т о р о е н е ль з я было бы п о с т а в ить на с л у ж б у с о ц и а л и з м у . ... Наша партийная организация принимала все меры к тому, чтобы форсировать постройку новых источни ков энергии, но, к сожалению, к тем срокам, которые были бы нам нужны, мы этих новых энергетических источников не получаем,—-за исключением 2-й ГЭС, которая не сегодня-завтра должна будет пойти на пол ную мощность. В процессе строительства находится Свирь, часть которой вступит в 1932 г., Дубровская электростанция, первая очередь которой тоже вступит в этом году, и г и д р о э л е к т р и ч е с к а я с т а н ц и я на С е в е р е на р. Ниве . Перед нами стоит, как одна из важнейших задач, в разрешение которой упирается все дальнейшее разви тие нашей промышленности, — форсирование добычи местного топлива: угля, торфа, сланца. Эти три источника далеко еще не приобрели в то пливном балансе Ленинграда и Области того значения, которое они могут и должны иметь. Добыча угля и сланца еще находится в зачаточном состоянии. Что ка сается торфа, огромные источники которого раскинуты по всему нашему краю, то здесь до сегодняшнего дня мы еще не умеем по-настоящему это ценнейшее топли во, во-первых, извлекать, а во-вторых, использовать с соответствующей эффективностью. Мы должны во что бы то ни стало обеспечить выполнение в намеченные сроки пуска новых электростанций, должны решительно, по-большевистски организовать всю работу по добыче местного топлива. □а о ... Я должен сказать, что мы достигли несомненных успехов и в отношении железнодорожного и в отноше нии водного транспорта. Но представлять себе дело так, что мы действительно по-настоящему перестроили эти важнейшие отрасли народного хотяйства, — было бы глубокой ошибкой. Правда, формально по ряду пока зателей Октябрьская и Мурманская железные дороги занимают первое место в сети наших железных дорог. Но надо помнить, что транспорт в целом, а в том числе и железнодорожный транспорт, является отста ющим звеном, и успокаивать себя тем, что мы первые среди отстающих — н ив коем случае нельзя. Нам пред стоит еще колоссальная работа по дальнейшему оздо ровлению и реконструкции всех видов транспорта, всего транспортного хозяйства. Большую работу парторганизации проделали в отно шении налаживания одного важного звена в хозяйстве нашей Области и нашего города — я имею в виду ра боту Ленинградского и Мурманского партов. Те из вас, которые близко стояли к работе Ленинградского порта года полтора тому назад, знают и помнят, что букваль но не было дня, чтобы то или другое звено парторга низации не занималось каким-либо „прорывами" в порту. ТеИерь мы как будто бы настолько наладили дело, что можем даже похвастаться некоторыми цифрами. Например, по импорту Ленинградский порт выполнил программу на 145%. □ □ □ ... Я хотел бы особо привлечь ваше внимание к во просам индустриализации и экономического роста на шего Севера. Мурманск и вообще весь Кольский полуостров с ка-, ждым годом приобретают все большее и большее хозяй ственное значение для всего Союза, а между тем отста лость' всего Мурманского края и самого города Мур манска резко отрицательно влияет на экономическое раз витие нашего далекого Севера. В конце 1931 г. мы поставили мурманскую проблему во весь рост, вовлекли в эту работу представителей всех заинтересованных ведомств и организаций. Сегодня я должен сообщить, что та программа работ, которую мы намечали для Мурманска в 1932 г , в основном Сов наркомом СССР одобрена и в ближайшие дни будет приступлено к ее реальному осуществлению. □ □ □ ... 1932 г. для нас будет иметь громадное значение в отношении дальнейшего подъема энергетической базы нашей ленинградской промышленности, добычи электро энергии, сланца, угля и торфа. Это четыре кита, которых нужно двигать во что бы то ни стало. Когда я говорю об угле, я имею в виду не только боровичский уголь, добычу которого мы раз виваем. Вопрос я ставлю шире. В отношении угля нам надо заняться и посмотреть все уголки нашей области, п р и в л е ч ь к э т о м у де лу и К а р е л ь с к у ю р е с пу б ли к у . Наша область лишь в ничтожной мере исследована в геологическом отношении, мы знаем лишь незначительную долю богатства наших недр, и никто нас не убедит, что наша область и Карелия не имеют других угольных ресурсов, кроме боровичских. Возьмем хотя бы использование в качестве топлива „шунгитов". В последние дни Ленинградский институт прикладной химии, проводящий большую работу по постановке опытов сжигания „шунгитов", подходит к положитель ному разрешению сложнейшей задачи в использовании „шунгитов" в качестве топлива. Надо развернуть даль нейшую разведку, дальнейшие изыскания в зтом вопросе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz