Карело-Мурманский край. 1934, N1-2.

№ 1—2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 71 С у д о р е м о Сто с лишним миллионов рублей вложено советским правительством за первую пятилетку в рыбную промыш­ ленность Севера. За три последних года на Мурмане выросла мощная, технически вооруженная флотилия рыболовных судов (траулеров), способных вести успешную работу в усло­ виях Баренцова моря, знаменитого своими рыбными запа­ сами (треска, окунь, пикша и др.) и сильными штормами. Сейчас траловый флот насчитывает 57 мощных паро­ вых и дизельных судов, способных промышлять непре­ рывно по 30— 35 суток и приспособленных сохранять рыбу в свежем виде Под руководством партии и правительства от прими­ тивного рыболовного хозяйства мы подошли к мощной рыбной промышленности, занявшей уже два года тому назад второе место в мире. Однако, наряду с тем, что траловый флот рос и тех­ нически перевооружался, его судоремонтная база меха­ нические мастерские Севтралтреста—развивалась крайне замедленными темпами. Механические мастерские были оборудованы еще в 1924 году в трех одноэтажных домиках с общей пло­ щадью в 220— 250 квадр. метров и приспособлены лишь для ремонта деревянных моторных ботов — рыболов­ ного флота того времени. Мастерские имели буквально вид курятника, в них насчитывалось только полтора десятка старых станков. Правда, существовали так называемые „цеха“ — токар­ ный, котельный, кузница. В 1925 году в Мурманск перевозится оборудование из мехмастерских становища Териберка, покупается не­ сколько станков. Мурманские мастерские приобретают вид организованного кустарного предприятия. Зимой этого года уже промышляют 4 траулера. Значительно позднее (1929— 1930 г.) к существующим мастерским делаются небольшие деревянные пристройки и открываются новые цеха — инструментальный, дерево­ обделочный и жестяницкий. Траловый флот быстро рос и уже в середине 1931 г. насчитывал 40 единиц, а к концу 1932 года свыше 50, в то же время мастерские оставались прежними. Судо­ ремонтная база стала сильно отставать, ремонтные „пробки" участились, траулеры непроизводительно по 20— 30 единиц сразу периодически простаивали, лишая трудящихся рыбы. Перед Севтралтрестом во всей остроте встал вопрос о постройке новой судоремонтной базы — мощного судо­ ремонтного завода. В середине 1931 года были в основном закончены проекты завода и практически приступлено к подгото­ вительным работам. Прежде всего встал вопрос о месте постройки завода. Ясно, что его надо было строить на Кольском заливе, чтобы суда могли подходить к стенке завода. Однако, подходящей площади не оказалось, предстояла лишь перспектива отвоевать эту площадь у залива, т. е. про­ извести засыпку на протяжении полутора километров, а затем уже начать строительство. Окончательно было установлено, что целесообразно засыпать площадь, находящуюся под действием прили­ вов и отливов в северной части Петушихиной губы — между Судоверфью и нефтескладом. В 1931 году работы развертывались крайне медленно, так как Ленснабстрой — организация, взявшая на себя строительство,—был еще итехнически и материально слаб. 7 ноября 1932 года был сдан в эксплоатацию пер вый цех будущего завода — литейный, и с этого момента строительство разворачивается значительно быстрее. Однако, оно все же еще отстает от намеченных сроков. Наркомснаб, партийные, советские организации Мур­ манска и Ленинграда оказывают исключительное внима­ ние и практическую помощь строительству судоремонт­ ного завода: обеспечиваются миллионные ассигнования (всего около 25 миллионов рублей), строительные мате­ риалы, рабсилу, обновляется техническое руководство, оппортунистически настроенное и неспособное руково­ дить стройкой. Строительство укрепляется коммунистами. Второй квартал 1933 года дает значительный сдвиг, снимаются леса с громадного механического цеха, выра­ стает котельный, слип и другие. 27 августа бюро Мурманского Окружного Комитета партии постановляет: „Установить сроки пуска цехов завода: механический цех— 15 октября, котельный— 1 ноября, кузница (1 молот) — 1 ноября, по слипу — подготовить к обкатке (тележки) и пустить трансформа­ торную к 20 ноября", т. е. по существу пустить все основные цеха завода. По проекту завод рассчитан на судоремонт 300 трау­ леров (цифра судов тралового флота к концу второй пятилетки), промфлота, судов торгового флота и выпол­ нение заказов разных промышленных предприятий округа. Обшая площадь завода, равная 150 000 кв. м, соеди­ нена железнодорожными путями с Мурманской жел. дор. Новый завод построен из железо-бетона и шлака и является единственным на Кольском полуострове и од­ ним из крупнейших по судоремонту в Союзе. В состав производственных единиц завода войдут сле­ дующие цеха: М е х а н и ч е с к ий— оборудован 75 различными стан­ ками импортными и отечественными. Размер здания 104,71 X 31,52 м. Площадь станочного и сборочного зала — 2 627 кв. м. Литейный цех — 2 вагранки, производительностью в 1 500 тонн чугунных и 100 тонн медных отливок в год, а с переработкой сырья по обоим видам — 2 300 тонн. Цех имеет здание 66,05 X 25,30 м, главный формовочный зал — 640 кв. м. Ко тельный цех — размер сборочною пролета 3 000 кв. м; в нем будет широко применена пневматиче­ ская клепка и электрорезка металлов. Ку з не чный це х — оборудован четырьмя электро­ молотами весом бабы от 250 до 1500 кг. Самым технически сложным и усовершенствованным будет слип (вид сухого дока) для подъема судов на сушу — для ремонта корпуса, окраски, смены руля, вин­ тов и т. д. Слип пригоден для одновременной стоянки 12 судов (впоследствии 24-х). Под водой на дне залива проложено около 7 кило­ метров рельсовых путей, по ним будет ходить специ­ альная тележка для вывода судов на берег на обсушку. Слип рассчитан не только на подъем на обсушку трау­ леров, но и более мощных судов, как, например, ледо­ кол , Малыгин". Таким образом, завод будет в состоя­ нии производить любой доковый ремонт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz