Карело-Мурманский край. 1934, N1-2.
№ 1—2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 71 С у д о р е м о Сто с лишним миллионов рублей вложено советским правительством за первую пятилетку в рыбную промыш ленность Севера. За три последних года на Мурмане выросла мощная, технически вооруженная флотилия рыболовных судов (траулеров), способных вести успешную работу в усло виях Баренцова моря, знаменитого своими рыбными запа сами (треска, окунь, пикша и др.) и сильными штормами. Сейчас траловый флот насчитывает 57 мощных паро вых и дизельных судов, способных промышлять непре рывно по 30— 35 суток и приспособленных сохранять рыбу в свежем виде Под руководством партии и правительства от прими тивного рыболовного хозяйства мы подошли к мощной рыбной промышленности, занявшей уже два года тому назад второе место в мире. Однако, наряду с тем, что траловый флот рос и тех нически перевооружался, его судоремонтная база меха нические мастерские Севтралтреста—развивалась крайне замедленными темпами. Механические мастерские были оборудованы еще в 1924 году в трех одноэтажных домиках с общей пло щадью в 220— 250 квадр. метров и приспособлены лишь для ремонта деревянных моторных ботов — рыболов ного флота того времени. Мастерские имели буквально вид курятника, в них насчитывалось только полтора десятка старых станков. Правда, существовали так называемые „цеха“ — токар ный, котельный, кузница. В 1925 году в Мурманск перевозится оборудование из мехмастерских становища Териберка, покупается не сколько станков. Мурманские мастерские приобретают вид организованного кустарного предприятия. Зимой этого года уже промышляют 4 траулера. Значительно позднее (1929— 1930 г.) к существующим мастерским делаются небольшие деревянные пристройки и открываются новые цеха — инструментальный, дерево обделочный и жестяницкий. Траловый флот быстро рос и уже в середине 1931 г. насчитывал 40 единиц, а к концу 1932 года свыше 50, в то же время мастерские оставались прежними. Судо ремонтная база стала сильно отставать, ремонтные „пробки" участились, траулеры непроизводительно по 20— 30 единиц сразу периодически простаивали, лишая трудящихся рыбы. Перед Севтралтрестом во всей остроте встал вопрос о постройке новой судоремонтной базы — мощного судо ремонтного завода. В середине 1931 года были в основном закончены проекты завода и практически приступлено к подгото вительным работам. Прежде всего встал вопрос о месте постройки завода. Ясно, что его надо было строить на Кольском заливе, чтобы суда могли подходить к стенке завода. Однако, подходящей площади не оказалось, предстояла лишь перспектива отвоевать эту площадь у залива, т. е. про извести засыпку на протяжении полутора километров, а затем уже начать строительство. Окончательно было установлено, что целесообразно засыпать площадь, находящуюся под действием прили вов и отливов в северной части Петушихиной губы — между Судоверфью и нефтескладом. В 1931 году работы развертывались крайне медленно, так как Ленснабстрой — организация, взявшая на себя строительство,—был еще итехнически и материально слаб. 7 ноября 1932 года был сдан в эксплоатацию пер вый цех будущего завода — литейный, и с этого момента строительство разворачивается значительно быстрее. Однако, оно все же еще отстает от намеченных сроков. Наркомснаб, партийные, советские организации Мур манска и Ленинграда оказывают исключительное внима ние и практическую помощь строительству судоремонт ного завода: обеспечиваются миллионные ассигнования (всего около 25 миллионов рублей), строительные мате риалы, рабсилу, обновляется техническое руководство, оппортунистически настроенное и неспособное руково дить стройкой. Строительство укрепляется коммунистами. Второй квартал 1933 года дает значительный сдвиг, снимаются леса с громадного механического цеха, выра стает котельный, слип и другие. 27 августа бюро Мурманского Окружного Комитета партии постановляет: „Установить сроки пуска цехов завода: механический цех— 15 октября, котельный— 1 ноября, кузница (1 молот) — 1 ноября, по слипу — подготовить к обкатке (тележки) и пустить трансформа торную к 20 ноября", т. е. по существу пустить все основные цеха завода. По проекту завод рассчитан на судоремонт 300 трау леров (цифра судов тралового флота к концу второй пятилетки), промфлота, судов торгового флота и выпол нение заказов разных промышленных предприятий округа. Обшая площадь завода, равная 150 000 кв. м, соеди нена железнодорожными путями с Мурманской жел. дор. Новый завод построен из железо-бетона и шлака и является единственным на Кольском полуострове и од ним из крупнейших по судоремонту в Союзе. В состав производственных единиц завода войдут сле дующие цеха: М е х а н и ч е с к ий— оборудован 75 различными стан ками импортными и отечественными. Размер здания 104,71 X 31,52 м. Площадь станочного и сборочного зала — 2 627 кв. м. Литейный цех — 2 вагранки, производительностью в 1 500 тонн чугунных и 100 тонн медных отливок в год, а с переработкой сырья по обоим видам — 2 300 тонн. Цех имеет здание 66,05 X 25,30 м, главный формовочный зал — 640 кв. м. Ко тельный цех — размер сборочною пролета 3 000 кв. м; в нем будет широко применена пневматиче ская клепка и электрорезка металлов. Ку з не чный це х — оборудован четырьмя электро молотами весом бабы от 250 до 1500 кг. Самым технически сложным и усовершенствованным будет слип (вид сухого дока) для подъема судов на сушу — для ремонта корпуса, окраски, смены руля, вин тов и т. д. Слип пригоден для одновременной стоянки 12 судов (впоследствии 24-х). Под водой на дне залива проложено около 7 кило метров рельсовых путей, по ним будет ходить специ альная тележка для вывода судов на берег на обсушку. Слип рассчитан не только на подъем на обсушку трау леров, но и более мощных судов, как, например, ледо кол , Малыгин". Таким образом, завод будет в состоя нии производить любой доковый ремонт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz