Карело-Мурманский край. 1934, N1-2.

№ 1 - 2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 43 Расстояние вывозки в километрах Средняя нагрузка на воз По­ грузка Свал­ ка Работа лошади Всего минут на один рейс Количество рей­ сов за 8 часов Выработка ча 8 часов В минутах £ 33 В минутах 1 £ Ж оз Проезд с грузом Проезд порожнем £ X Исчисленная .1 По суще­ ствующим нормам 0,5 к м ........ 6 11 7 6 20 69 7 9,8 6,7 1,0 ........ . 58 9 14 12 33 82 6 8,4 5,7 1,5 о ^ К 50 X 3 21 18 42 95 5 7,0 4,9 2,0 ........ Ю см 2: 44 г 7 28 24 49 108 4(4) 6,2 4,3 2,5 ........ ! X О Г4— 39 о 6 35 30 55 121 4 5,6 3,9 3,0 Л ю . 36 6 42 36 58 134 3(5) 4,9 3,6 4,0 ........ •0lO 30 5 56 48 65 160 3 4,2 3,2 5,0 ........ 26 4 70 60 70 186 2,5 3,5 2,8 Приведенные расчеты показывают, что исчисленные таким образом нормы выработки, хотя и превышают несколько нормы 1931-32 г., но все же низки, вслед­ ствие чрезвычайно низкого процента полезной работы лошади на короткой вывозке. Если при пятикилометровой возке лошадь полезно работает 70%, то на 2,5 километрах она полезно рабо­ тает только 55% , половину же своего рабочего дня простаивает под погрузкой и разгрузкой; на более коротких расстояниях работа лошади за день снижается даже до 20%. Явление это, совершенно недопустимое, определяется исключительно организацией работы. В Карелии, где.^ вывозка леса происходит главным образом на коротких расстояниях, существующий способ вывозки особенно не выгоден, и потому в основу рационализации гужевого транспорта леса здесь должно быть положено прежде всего максимальное уплотнение рабочего времени за счет увеличения полезной работы лошади. Если приведенную выше „дырявую" систему вывозки дала нам ячейка, то бригадный метод должен внести существенные поправки, направленные к максимальному и разумному использованию лошади, для чего необхо­ димо сократить простои под погрузкой и разгрузкой до крайних пределов, соответственно увеличив этим полез­ ную работу лошади (количество рейсов). Отсюда мы, прежде всего, должны рационально орга­ низовать погрузочные работы в лесу и разгрузочные работы на биржах. Механизировать и рационализировать процесс погрузки и разгрузки леса — это значит ускорить погрузку или сократить простои. Вывозка по методу Гаврукова состоит в том, что бригада по вывозке применяет не один комплект саней на лошадь, а два или три, в зависимости от интенсивности работы. Идеально организованной вывозкой можно на­ звать такую вывозку, в которой вовсе нет простоев лошади. Осуществлением этой идеи в Карелии явилась м н о г о к о м п л е к т н а я в ы в о з к а на с ме нных с а ня х , в п е р вые о с у щ е с т в л е н ­ ная в о з ч и ко м-л ес о р у б.ом П е т р о з а в о д ­ с к о г о л е с п р о м х о з а тов. Г а в р у к о вым . Работу ведут так. Пока лошадь идет с возом на биржу и обратно, запасные сани в делянке уже нагружены. Таким образом, по приезде в лес возчику остается только поставить сани под погрузку и перевести лошадь в на­ груженные сани. То же можно делать и на бирже: придя туда с возом, возчик вместо разгрузки переводит лошадь в порожние сани и возвращается в лес. Для удобства перевода лошади из саней в сани без перепрягания оглобли к саням должны быть прикреплены соответ­ ствующим образом (как большинство панко-рег на же­ лезных петлях). Каких результатов достиг Гавруков, применяя свой метод многокомплектной вывозки, показывают следующие цифры: Бригады Состав бр. Расстояние вывозки ( км ) Днгй работы Вывезено фест-метров Выработка на коне-день | Людей Лошадей Гаврукова .............. . 4 2 1,0 4,5 139 15,4 Симанова..................... 3 2 1,0 9.0 136 7,6 Г ав рук ов а................... 6 2 0,5 9,5 406 21,4 Липков а...................... 4 2 0,5 9,0 234 13,0 Из приведенных цифр видно, что Гавруков вывозил в два раза больше, чем бригады, работавшие в аналогич­ ных условиях, и перекрыл существующие нормы вы­ работки ровно в т ри р а з а , подтверждая, таким образом, реальность приведенных выше расчетов. С неизменным успехом в широком масштабе применялась вывозка на сменных санях тов. Стойкиным на Вилге. Здесь метод Гаврукова несколько „американизировался*, вывозка про­ изводилась на канадских пароконных санях со сменой 2 и 3 комплектов (смешанная). Вывозка на Вилге по методу Гаврукова производилась почти всю зиму и практикуется в текущем году. Основные показатели вывозки, получен­ ные хронометражем, приводятся в следующей таблице: Способ вывозки Проезд порожнем I Нагрузка j Проезд с грузом | Выгрузка 1 Перегон Л"шади от саней к саням | Простои 1 Всего на 1 оборот Число оборотов за 8 час. раб. день Выработка в фест-метрах Однокомплектный . . . 30 15 22 11 8 85 5,5 42,708 Двухкомплектный .. 30 15 22 — 2 8 77 6,2 48,457 Трехкомплектный . . . 30 22 4 8 66 7,3 59,955 Из приведенных цифр видно, что применение сменно­ комплектного метода выгодно даже в условиях парокон­ ной вывозки, где погрузочно-разгрузочные работы меха­ низированы, благодаря чему простой лошадей под по­ грузкой минимален (восьмиметровый воз грузится 15 минут). Повышение выработки на пару лошадей с 42,708 до 60 ф/м — достижение. значительное даже и для канадцев. Какую выработку можно ожидать от сменно-комплект­ ной вывозки, показывает следующая таблица, дающая затраты времени, количество рейсов и выработку для различных способов вывозки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz