Карело-Мурманский край. 1934, N1-2.

42 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1—2 Вывозка леса на сменных санях (Метод Гаврукова) Отставание вывозки леса от заготовки представляет собою больное место лесной промышленности Карелии. Поэтому улучшение вывозки леса— основное условие дальнейшего развертывания программы лесозаготовок Карелии. Известно, что вывозку леса в Карелии решают 10— 12 тысяч лошадей, забрасываемых ежегодно в лес. Анализ мероприятий, направленных к тому, чтобы обеспечить максимальную выработку этим тысячам лошадей, свиде­ тельствует, что все рационализаторские и механизатор­ ские усилия направляются в сторону расширения сети поливных и ледяных дорог. Безусловно, такой способ улучшения вывозки чрезвычайно эффективен, так как позволяет удваивать нагрузку и, следовательно, выработку лошади, но не является исчерпывающим, так как не затрагивает организационной стороны возки. Устройство ледяных и поливных дорог наиболее выгодно на дорогах с большим грузопотоком и не на слишком коротких расстояниях вывозки. В 1931-32 г. Кареллес по улучшенным дорогам вывез только около 456 т. ф)м. Прибавив сюда незначительное количество древесины, вывезенной механизированным транспортом, мы видим, что подавляющая часть леса вывозится без каких бы то ни было даже элементарных улучшений вывозки, т. е. она совершенно выпала из поля зрения хозяйственника и рационализатора. Официальные нормы выработки по вывозке (предель­ ные расценки 1931-32 г.) чрезвычайно низки и совер­ шенно не соответствуют нашим техническим возможно­ стям. Так, при средней выработке около 7 ф\м за 1931- 32 г., при среднем расстоянии возки 2— 3 км выработка по нормам определяется: Норма выработки при Наименование сортиментов расстоянии: 0,5|1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 4,0 5,0 6,0 Бревна длиною до 12 м, толщина 14 см и выш е.............................. 6,7 5,7 4,9 4,3 3,9 3,6 3,2 2,8 2'4 Приведем некоторые расчеты по определению техниче­ ски возможных норм по вывозке. Процесс вывозки ле­ соматериалов складывается из четырех отдельных мо­ ментов: Р а б о т а л о ша д и : 1. Проезд с грузом на биржу. 2. Проезд порожнем в делянку. Р а б о т а п о г р у з ч и к о в и в о з ч и к а : 3. Погрузка лесоматериалов на воз. 4. Разгрузка воза на бирже. Многочисленные наблюдения Карельской Лесной Опыт­ ной Станции над вывозкой леса показывают, что сред­ няя скорость передвижения лошади порожнем по снежной дороге колеблется от 11,7 до 12,5 минут на километр, что определяет среднюю скорость около 5 километров в час. Скорость проезда с грузом по снежной дороге' при средней нагрузке воза 5 бревен— 1,423 ф1м — около 4— 4,5 километров. Что касается погрузочных работ, то последние следует классифицировать по характеру погрузки (ручной) на погрузку леса из штабелей, погрузку лесоматериалов окученных и погрузку разрозненных материалов. Ясно, что удобнее и легче всего грузить из штабеля, так как в этом случае бревна приходится меньше поднимать, часто можно обходиться накатыванием из штабеля на сани. Наоборот погрузка разрозненного материала от пня с земли, часто занесенного снегом, сложна и требует значительной силы и сноровки. Вот этот то наименее удобный способ погрузки у нас в Карелии и принят, и 2— 3 погрузчикам приходится затрачивать не мало сил и времени, чтобы вырыть, под­ катить и, наконец, взвалить бревно на сани, так как лес в делянке валится бессистемно, и материал для каждого воза приходится собирать, переезжая с нагруженным возом от дерева к дереву. Эти переезды с возом по глубокому снегу с крутыми поворотами настолько тяжелы для лошади, что, только выбравшись на твердый зимник и идя с груженным возом, лошадь начинает „приходить в себя". Насколько этот способ организации погрузки и выг­ рузки не эффективен, указывали приведенные выше нормы вывозки; затраты времени на погрузку в среднем выра­ жаются следующими цифрами: (при длине бревна 5,5 м ). Диаметр в верхнем отрубе 16 18 20 22 24 26 28 30 32 Основная рабо­ та (погрузка) 3,04 3,40 3,47 4,08 4,42 4,72 5,04 5,30 5,64 Подготовитель­ ные, вспомо­ гательные и заключитель­ ные работы (60,79 %) . . . . 1,94 2,16 2,38 2,60 2,82 3,02 3,22 3,40 3,60 Увязка в о з а ... 0,58 0,58 0,58 0,58 0,58 0,58 0,58 0,58 0,58 Всего полезвых работ ............ 5,56 6,14 6,70 7,26 7,82 8,32 8,84 9,32 9,82 Перерывов 22,07 % .......... 1,22 1,36 Ь,48 1,60 1,72 1,84 1,96 2,06 2,19 Bceiо рабочего времени: на бревно. . . 6,78 7,50 8.18 8,86 9,54 10.16 10,80 11,38 11,38 на ф/м ......... 48,43 42,86 38,40 34,74 31,48 28,62 1 1 26,34 24,11 22,31 Таким образом, на погрузку воза средней величины около 1,5 ф/м затрачивается около 48 минут. Разгрузка, на основании подобных расчетов, занимает около 8 ми­ нут. Общая фактическая затрата на один рейс в зави­ симости от расстояния перевозки выразится следующими цифрами:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz