Карело-Мурманский край. 1934, N1-2.

18 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1—2 с таким гигантским строительством, как Днепрострой. К тому же Днепрострой был закончен и выстроен в пять лет, а нас обязали строительство сдать в 2Уг года, т. е. в два раза более быстрыми темпами. Далее на комбинат возлагается постройка гидростан­ ции на реке Туломе мощностью в 108 тыс. кет. Эта станция призвана электрифицировать Мурманскую жел. дорогу на протяжении от Кандалакши до Мурманска. Постройка Туломской гидростанции связана с исклю­ чительными трудностями. Работа производится в исклю­ чительно неосьоенной местности Гидрологические усло­ вия реки Туломы таковы, что она являет собой даже для инженеров, привыкших и к неожиданностям и к труд­ ностям на Беломорстрое, совершенно новое, что заста­ вляет принять целый ряд решений, до сих пор не при­ менявшихся в мировой практике. Эту станцию мы должны сдать в 1936 году. Затем мы должны построить ряд гидростанций у пло­ тин, уже выстроенных на ББК. Все эти гидростанции общей мощностью в 247 тыс. кет должны быть вы­ строены в течение ближайших 3 лет. Одной из первоочередных гидростанций явится Мат­ коженская потому, что в связи с ее постройкой намечается постройка алюминиевого завода мощностью в 20 тыс. тонн на базе сырья, которое будет давать Севхимкомбинат в Кандалакше. Дальше мы намечаем использование энергии стан­ ций для целою ряда предприятий, которые устанавли­ ваются в районах, экономически тяготеющих к каналу. В Сороке мы должны начать строительство порта. Строи­ тельство это уже начато. В Повенце мы должны по­ строить благоустроенную пристань. Для тою, чтобы освоить грузооборот по каналу, тре­ буется флот довольно значительного тоннажа, который от Наркомвода мы не получили. Поэтому на ББКомби- нат правительством возложена задача создать свой соб­ ственный флот — и паровой, и непаровой. Мы должны в течение ближайших 3 лет построить 231 баржу и 100 единиц буксиров разных мощностей, чтобы освоить весь грузооборот по каналу. Этим по сути дела исчер­ пывается гидротехническая и транспортная часть работы Беломорско-Балтийского Комбината. Когда мы говорим относительно развертывания эко­ номики районов, тяготеющих к каналу, мы должны из всей массы вопросов выделить то, что является основ­ ным и ведущим в рнботе ББКомбината. Основным и ведущим для ББКомбината так же, как и для экономики Карелии в целом, на протяжении бли­ жайшие лет будет являться лес. Ближайшая задача Комбината—освоение лесных массивов. Осваивать лес и возить его только в виде сырья было бы неправильным разрешением задачи. Если исходить только из того, что нужно загрузить канал какими то гру­ зами, то достаточно было бы остановить внимание на двух видах сырья, которыми Карелия располагает в доста­ точной мере, — лес и камень. Можно было бы, напри­ мер, остановиться на 4 млн. ф/м леса и на 2 млн. куб метров камня. Это обеспечило бы полную грузоподъем­ ность канала. В итоге мы перевезли бы груза на 70 млн. рублей. Ясно, что удельный вес транспортных расходов, кото­ рые падали бы на этот груз, был бы чрезвычайно велик. Поэтому мы заинтересованы в другом. Мы должны вы­ пускать по каналу не сырье, а концентраты, ибо удель­ ный вес транспортных расходов будет сокращаться прямо пропорционально росту и удельному весу концентрата. Если мы будем выпускать вместо кругляка бумагу, цел­ люлозу, вискозу, транспортабельность этих грузов будет значительно выше кругляка в деловой древесине или дров. Поэтому, говоря, что задачей Комбината будет являться освоение лесных массивов в районах, тяготею­ щих к каналу, мы мыслим не только повал и вывозку древесины в круглом виде, но дальнейшую переработку этой древесины. Поэтому Комбинат должен в течение ближайших лет освоить лесные массивы и одновременно с постройкой ряда лесопильных заводов выстроить два гигантских лесобумхимкомбината. Такие комбинаты на­ мечаются в Сегеже и Пудоже. Мощность этих комбина­ тов определяется порядка 50 тыс. тонн бумаги в год. Ьогда мы говорим об освоении лесов, мы одновре­ менно должны ставить перед собой задачу создания своей сельско-хозяйственной базы, которая в достаточ­ ной мере обеспечила бы фуражем поголовье лошадей, работающих в лесу, и тот контингент людей, который будет занят в лесу и на предприятиях по переработке леса. Поэтому, выдвигая перед собой задачу практического освоения лесов, мы одновременно заняты вопросом со­ здания своей собственной с/хозяйственной базы, чтобы отказаться в дальнейшем от завоза таких объемистых грузов, как сено и даже овес; вместе с этим мы отка­ зались бы в первую очередь от завоза таких продуктов питания, как овощи. В связи с этим нам придется заняться не только осуш­ кой болот, мелиорацией, но использованием тех площа­ дей, которые мы освободим из под леса. Далее перед Комбинатом поставлена вторая не менее важная задача освоения горных богатств в районах, примыкающих к каналу. В этом направлении намечаются следующие возможности. На восточном берегу Онеж­ ского озера, в Пудож-горе, по данным, которыми мы сейчас располагаем, имеются значительные месторожде­ ния магнитного железняка с содержанием металла в руде от 33 до 35%, в отдельных местах даже до 50°/0. Мы очень заинтересованы в том, чтобы эту руду использо­ вать. Флюсы, необходимые для плавки чугуна, имеются всего в 5 километрах от месторождения. Остается ре­ шить вопрос о том, на каком же собственно топливе плавить чугун. Каменного угля мы не имеем. Возникает соображение о плавке на коксующемся торфе, но про­ блема эта сейчас окончательно не решена. Поэтому во­ прос разрешается в пользу древесного угля тем более, что мы заинтересованы в использовании древесины с ма­ ксимальной эффективностью. При переработке пиломате­ риалов, бумаги, вискозы и целлюлозы дрова будут являться отходами и, превращая дрова в уголь, мы смо­ жем этот уголь использовать для плавки чугуна. Возможность плавки на древесном топливе доказывают нам работы отдельных предприятий на Урале: Надеж- динский завод плавит до сих пор чугун на древесном угле. Пудожгорское месторождение представляет еще осо ­ бый интерес в том отношении, что в его руде содер­ жится исключительно высокий процент ванадия и титана, которые, хотя и делают эту руду тугоплавкой, но пред­ ставляют интерес в смысле получения высокого качества чугуна, предопределяя возможность получения высокого качества стали. Дальше мы остановили внимание на месторождении меди недалеко от Медвежьей Горы, в так называемом месте .Воронов Б ор“. Мы сейчас имеем там очень не­ значительнее количество металла — всего 2 тысячи тонн.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz