Карело-Мурманский край. 1934, N1-2.
18 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1—2 с таким гигантским строительством, как Днепрострой. К тому же Днепрострой был закончен и выстроен в пять лет, а нас обязали строительство сдать в 2Уг года, т. е. в два раза более быстрыми темпами. Далее на комбинат возлагается постройка гидростан ции на реке Туломе мощностью в 108 тыс. кет. Эта станция призвана электрифицировать Мурманскую жел. дорогу на протяжении от Кандалакши до Мурманска. Постройка Туломской гидростанции связана с исклю чительными трудностями. Работа производится в исклю чительно неосьоенной местности Гидрологические усло вия реки Туломы таковы, что она являет собой даже для инженеров, привыкших и к неожиданностям и к труд ностям на Беломорстрое, совершенно новое, что заста вляет принять целый ряд решений, до сих пор не при менявшихся в мировой практике. Эту станцию мы должны сдать в 1936 году. Затем мы должны построить ряд гидростанций у пло тин, уже выстроенных на ББК. Все эти гидростанции общей мощностью в 247 тыс. кет должны быть вы строены в течение ближайших 3 лет. Одной из первоочередных гидростанций явится Мат коженская потому, что в связи с ее постройкой намечается постройка алюминиевого завода мощностью в 20 тыс. тонн на базе сырья, которое будет давать Севхимкомбинат в Кандалакше. Дальше мы намечаем использование энергии стан ций для целою ряда предприятий, которые устанавли ваются в районах, экономически тяготеющих к каналу. В Сороке мы должны начать строительство порта. Строи тельство это уже начато. В Повенце мы должны по строить благоустроенную пристань. Для тою, чтобы освоить грузооборот по каналу, тре буется флот довольно значительного тоннажа, который от Наркомвода мы не получили. Поэтому на ББКомби- нат правительством возложена задача создать свой соб ственный флот — и паровой, и непаровой. Мы должны в течение ближайших 3 лет построить 231 баржу и 100 единиц буксиров разных мощностей, чтобы освоить весь грузооборот по каналу. Этим по сути дела исчер пывается гидротехническая и транспортная часть работы Беломорско-Балтийского Комбината. Когда мы говорим относительно развертывания эко номики районов, тяготеющих к каналу, мы должны из всей массы вопросов выделить то, что является основ ным и ведущим в рнботе ББКомбината. Основным и ведущим для ББКомбината так же, как и для экономики Карелии в целом, на протяжении бли жайшие лет будет являться лес. Ближайшая задача Комбината—освоение лесных массивов. Осваивать лес и возить его только в виде сырья было бы неправильным разрешением задачи. Если исходить только из того, что нужно загрузить канал какими то гру зами, то достаточно было бы остановить внимание на двух видах сырья, которыми Карелия располагает в доста точной мере, — лес и камень. Можно было бы, напри мер, остановиться на 4 млн. ф/м леса и на 2 млн. куб метров камня. Это обеспечило бы полную грузоподъем ность канала. В итоге мы перевезли бы груза на 70 млн. рублей. Ясно, что удельный вес транспортных расходов, кото рые падали бы на этот груз, был бы чрезвычайно велик. Поэтому мы заинтересованы в другом. Мы должны вы пускать по каналу не сырье, а концентраты, ибо удель ный вес транспортных расходов будет сокращаться прямо пропорционально росту и удельному весу концентрата. Если мы будем выпускать вместо кругляка бумагу, цел люлозу, вискозу, транспортабельность этих грузов будет значительно выше кругляка в деловой древесине или дров. Поэтому, говоря, что задачей Комбината будет являться освоение лесных массивов в районах, тяготею щих к каналу, мы мыслим не только повал и вывозку древесины в круглом виде, но дальнейшую переработку этой древесины. Поэтому Комбинат должен в течение ближайших лет освоить лесные массивы и одновременно с постройкой ряда лесопильных заводов выстроить два гигантских лесобумхимкомбината. Такие комбинаты на мечаются в Сегеже и Пудоже. Мощность этих комбина тов определяется порядка 50 тыс. тонн бумаги в год. Ьогда мы говорим об освоении лесов, мы одновре менно должны ставить перед собой задачу создания своей сельско-хозяйственной базы, которая в достаточ ной мере обеспечила бы фуражем поголовье лошадей, работающих в лесу, и тот контингент людей, который будет занят в лесу и на предприятиях по переработке леса. Поэтому, выдвигая перед собой задачу практического освоения лесов, мы одновременно заняты вопросом со здания своей собственной с/хозяйственной базы, чтобы отказаться в дальнейшем от завоза таких объемистых грузов, как сено и даже овес; вместе с этим мы отка зались бы в первую очередь от завоза таких продуктов питания, как овощи. В связи с этим нам придется заняться не только осуш кой болот, мелиорацией, но использованием тех площа дей, которые мы освободим из под леса. Далее перед Комбинатом поставлена вторая не менее важная задача освоения горных богатств в районах, примыкающих к каналу. В этом направлении намечаются следующие возможности. На восточном берегу Онеж ского озера, в Пудож-горе, по данным, которыми мы сейчас располагаем, имеются значительные месторожде ния магнитного железняка с содержанием металла в руде от 33 до 35%, в отдельных местах даже до 50°/0. Мы очень заинтересованы в том, чтобы эту руду использо вать. Флюсы, необходимые для плавки чугуна, имеются всего в 5 километрах от месторождения. Остается ре шить вопрос о том, на каком же собственно топливе плавить чугун. Каменного угля мы не имеем. Возникает соображение о плавке на коксующемся торфе, но про блема эта сейчас окончательно не решена. Поэтому во прос разрешается в пользу древесного угля тем более, что мы заинтересованы в использовании древесины с ма ксимальной эффективностью. При переработке пиломате риалов, бумаги, вискозы и целлюлозы дрова будут являться отходами и, превращая дрова в уголь, мы смо жем этот уголь использовать для плавки чугуна. Возможность плавки на древесном топливе доказывают нам работы отдельных предприятий на Урале: Надеж- динский завод плавит до сих пор чугун на древесном угле. Пудожгорское месторождение представляет еще осо бый интерес в том отношении, что в его руде содер жится исключительно высокий процент ванадия и титана, которые, хотя и делают эту руду тугоплавкой, но пред ставляют интерес в смысле получения высокого качества чугуна, предопределяя возможность получения высокого качества стали. Дальше мы остановили внимание на месторождении меди недалеко от Медвежьей Горы, в так называемом месте .Воронов Б ор“. Мы сейчас имеем там очень не значительнее количество металла — всего 2 тысячи тонн.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz