Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.

№ 9—10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 71 г з Колебание средней спорости на диет. 1600 метров. 1 / \ 1 1 — / _ ___ / 7 / Ч / \ / / Чч / \ \ / \ \ ! \ \ \ I / V ! 1 1 : ! • \ \ ! J < 1 1 1 \ j » \ / / 1 \ • i 1 п I V / 1 \ 1 * 1 1 \ 1 1 'l t 11IJ 4 — 1 к низким температурам полярных стран и темпера­ тура в 1°— 2° является для него уже слишком высо­ кой при быстром беге. Интересно коснуться выносливости оленей при быстром беге. Для этого необходимо сравнить число метров, пройденное оленями в 1 секунду при разных дистанциях. За основу принято сравнение средней скорости 4-х упряжек животных и средней скорости в одну секунду для всех оленей за все время ис­ пытаний. Расстояние, проходимое оленями в одну секунду по снежной дорож ке в метрах А. Б ы к и Д и с т а н ц и и Упряжки 1600 л 2400 м 3200 м М 20 24 27 I 17 гг 24 28 Декабрь 1931г. Василий П и .............................] I 9,4 9,4 9,3 1 [ Вэжчивы-Дор......................... 9,2 9,3 9,4 1 | 9,4 8,6 ■/,У 1 Дор-Пелей ............................... 9,2 9,2 8,1 Мастер................................... .J1 9,2 9,1 Среднее для всех оленей .. 8,9 испытаний до 27 декабря, после чего кривая начинает вновь падать. Этот факт находит себе объяснение в том, что при­ близительно до 30/XII олени подверга­ лись ежедневной тренировке, которая по встретившимся обстоятельствам в ян­ варе и феврале совершенно не произво­ дилась. Влияние тренировки, как видно, сказывалось в сторону увеличения ре­ звости животных. С большой осторожностью можно говорить о влиянии качества дорожки. Как уже говорилось, ледяная дорожка неблагоприятно влияет на быстроту. Значительное понижение скорости 3/1 и 8/1 почти у всех групп оленей скорее всего объясняется состоянием снежной дорожки, которая в эти дни была разбитой. Зато влияния разбитой же снежной дорожки, которая имела место 20/X1I и 7/11, в сторону уменьшения резвости подметить не удалось. При анализе приведенных кривых бросается в гллза еще одно обстоятельство: все кривые, отличаясь в количественном отношении друг -от друга, сообразно группам оленей, дистан­ циям и упряжкам, по ходу и своей форме сходны между собою. Падение и подъемы, за небольшими исключениями, приходятся у всех кривых на одни и те же дни. В частности, резко выступает падение кривой в период между 14 и 15 января, после какого срока опять у всех групп наблюдается заметное повышение резвости. Небольшое количество наблюдений и отсутствие более де­ тальных сведений об условиях содержания и о погоде и даже испытаний в этот период времени не позволяют точно установить причину этих колебаний, но причину падения кривой между 14 и 28 января надо искать в двух моментах: или в имевшем, быть может, место перебое в снабжении оленей ягелем, или же значительном потеплении, как раз имевшем место в данный период. С понижением же темпе­ ратуры с 28 января заметно начинает вновь увеличиваться и скорость. Удивительного в последнем предположении ничего нет, если принять во внимание биологические особенности северного оленя, организм которого всецело приспособлен Иояебаиме быстроты бега быиоа на. д**ст»иц»ю 1600 метр Б. В а ж е н к и Д и с т а н ц и и 1 600 м 2 000 м Среднее для двух уп р яж ек ............. 8,6 7,9 Из приведенных цифр видно, что для быков увеличение дистанции до 2 400 м< как правило, не влияет на быстроту бега, в отдельных случаях, даже увели­ чивая ее. Увеличение же дистанции до 3 200 м в двух случ нем для всех оленей) тоже не оказывает значительного влияния на расстояние, №4 Колебание средней скоростбегабыковиадиет 2400*. проходимое в единицу време­ ни, только в двух с л у ч а я х заметно сниже­ ние темпа на ди­ станции 3200 м. Не то полу­ чается у важе­ нок, к о т о р ые при единичном беге на 2 000 л. дали снижение до 7.9 м в се­ кунду, вм ес то 8,6 м длядистан- ции 1600 л . Это объясняет и зна­ чительный екп- чеквниз кривой, который мы на­ блюдаем 10 ян­ варя 1932 г. (см. кривую X» 1).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz