Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.

70 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9— 10 Корм задавался дважды в сутки групповым порядком, засы­ паясь в длинные желоба — корыта. Вследствие такого содержания к марту олени были исто­ щены и переданные в опытное стадо Научно-Иследователь- При дистанции, В а ж е н к и : .......... 1 600 м 3 мин. 6,5 сек1 ского Института Оленеводства были отправлены на ягель­ ники в сосновые боры Ораниенбаумского Района Ленинград­ ской Области. Испытания оленей начались 6 декабря 1931 года и окон­ чились 7 февраля 1932 года и, таким образом, продолжались два месяца. Так как прибывшие с оленями нарты оказались слишком громоздкими и тяжелыми, пришлось сконструировать более легкие сани, в которые и запрягались олени по три штуки в упряжку. До 30 декабря 1931 года производилась ежедневная трени­ ровка лучших упряжек, но с 1 января она была прекращена. Состав упряжек первые дни менялся, впоследствии же оста­ вался неизменным. Главное внимание уделялось передовому оленю, от быстроты и выучки которого зависела в значитель­ ной степени скорость всей упряжки. Первые два дня (6/X1I и 10/ХИ) бег производился но ледяной дорожке (укатанный снег, политый из брандсбоя водой), но гак как неподкованные олени скользили и падали, а попытка подковать их окончилась неудачей, в дальнейшем они испы­ тывались по снежной дорожке (ровно укатанный снег). Правильность испытаний не была выдержана до конца и в дальнейшем была нарушена, когда дистанция для разных упряжек отмечалась разная. Поэтому при обработке мате­ риалов, для большей однородности данных, пришлось взять три основных дистанции, на которых главным образом производились испытания: 1 600 м, 2 400 м, 3 200 м, и путем соответствующих поправок свести все остальные дистанции к одной из этих трех. Средняя скорость быков по ледяной дорожке на дистанции в 1600 м равна 3 мин. 27,1 сек.; для важенок она составляет— 3 мин. 44, 2 сек. Средняя скорость по снежной дорожке: Бык и : При дистанции............................. 1 600 м 2 мин. 59,0 сек. ............................. 2400 „ 4 „ 19,5 „ ............................. 3 2 00 ,, 5 , 50,6 „ Максимальная скорость для быков на дистанции 1 6С0 м нрй снежной дорожке и ири t — 3° С с туманом показала упряжка в составе: Тиби , Дор-Пелей и Мастер2, прошедшая эту дистанцию 27/XII в 2 мин. 39 сек. Максимальную быстроту на дистанцию 2 400 м пи снежной дорожке показала упряжка в составе: Недэй , Вэжчивы-Дор и Демаско, прошедшая эту дистанцию 1 января в 3 мин. 47,5 сек:!. Эта же упряжка показала и максимальную скорость при снежной дорожке на дистанции 3 200 м, пройдя ее 31 января в 5 мин. 23,1 сек. Из важенок наибольшую быстроту (как максимальную, так и среднюю) показала упряжка в составе: Кок-пид, Гэтыр, Вожа, прошедшая 7/11 по снежной (нелегкой) дорожке при t —11° С с ветром и со снегом дистанцию в 1 600 м в 2 мин. 46,3 сек. Если же взять, как показатель, не максимальную, а среднюю скорость, то результаты получаются несколько иные. Наи­ большую среднюю скорость на дистанцию 1 600 м (2 мин. 49,6 сек.) показала упряжка быков в составе: Василий Пи, Лезун, Первей. Эта же упряжка показывает и наибольшую среднюю скорость на дистанцию 2 400 м (4 мин. 13,2 сек.). Лучшую же среднюю скорость на 3 200 л показала уже упо­ мянутая упряжка: Недэй, Вэжчивы-Дор и Чалко. Как и следовало ожидать, большую скорость показали как самцы, так и самки по снежной дорожке, а не по ледяной. Вторым интересным моментом, выступающим после анализа цифровых данных, является большая быстрота быков по срав­ нению с важенками, как по снежной, так и по ледяной дорожке. Этот факт противоречит с встречающимися в литературе указаниями на большую быстроту важенок. Так, М. И. Доб- ротворский указывает, что на Печоре лучшими для быстрой езды считаются важенки. В упомянутом выше случае оленьих бегов в Мурманске наибольшую резвость показала упряжка важенок. В нашем же случае доминирование самцов над самками остается постоянным. Что касается других факторов,, влияющих на быстроту бега северных оленей, выявившихся при испытаниях, то сделать особо ярких выводов, вследствие сравнительно незначитель­ ного материала и отсутствия полной унификации способа испытаний, не представляется возможным. Тем не менее с не­ которыми данными, иногда не достаточно яркими и пол­ ными в этом направле­ нии, познакомиться пред­ ставляется д о с т а т о ч н о интересным. Прежде всего, при пер­ вом взгляде на прилагае­ мые кривые скорости, б р о с а е т с я неуклонный подъем кривых с начала № 2* Колебание быетрот* бега 6ы»о» и* д«е» 2<г00и 1На дистанции 2 400 м важенки не испытыва­ лись. 2 К ур си вом всюду обозначены имена пере­ довых оленей 3 Если не считать явно ошибочной цифры 2 мин. 38,4 сек., которую, буд то бы, показала 4/Иупряжкь: Марин-Васъ, Микул, Нал- ок-Силы. №1 Колебание быстроты бега важенок на диет. 1600м. s Условные обозначения Верас-лруч НаЯС"Сь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz