Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.

№ 9— 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 59 Пок о р е н и Путь этот не был пустынен. Сперва в поисках про­ хода в богатый торговый город Мангазею, позже в Ар­ хангельск ходило студеным полярным морем велийое множество судов. Но даже идя в Карское море далеким от берега курсом на Югорский шар, мореходцы ложили право руля, держась у крутых и скалистых Мурманских берегов. Море было неизведано и страшно. У берега казалось надежнее. На всякий случай оставались малые моряцкие шансы на спасение. Бухты и островки, хоть и незнако­ мые, могли спрятать от шторма. Тоскливо и жутко было плавать вдоль Мурмана. Гро­ мадные утесы выползали далеко в море; спрятанные туманом гряды камней невидимым и смертельным барь­ ером преграждали вход в губы. Над пустынными скалами, над пустынным морем кружили чайки. Многобальные ветра били в берег и в берег несло судно. А разве где спрячешься? Разве найдешь тихую воду надежной бухты? Хоть и не мало их на Мурмане, но нет хороших карт, лоций, маяков. И тысячи тонн ледяной полярной воды тысячей таранов обрушивались на судно. Как туго надутый мяч упруго и легко швыряли его на берег, на камни, на смерть. Даже грубого деревянного креста некому было поста­ вить у нерытых моряцких могил. Те, кто счастливо выбирались на обледенелые скалы, погибали от холода, голода, цынги. И все же суда ходили берегом. Моря не знали, его боялись. Хотя гораздо безопаснее было плавать морем, где нечего опасаться туманов и сумасшедших нордовых ветров. Так было еще 20—25 лет тому назад. * ** На голом и диком месте большевистская воля и креп­ кие большевистские руки создают города, заводы, фа­ брики. В белые поля старых географических карт вносятся поправки и дополнения. Но большевики не только переделывают сушу. Они завоевывают моря. Наш траловый промысел яркое дока­ зательство этому. Центральный район Баренцова моря. Гольфштрем. Еще 1 0—15 лет назад здесь было пустынно. Лишь изредка забредало какое-либо экспедиционное судно. Сейчас не то. Апрель месяц. Поискозый тральщик „Судак" обнаружил рыбу. Около тридцати судов прибежало промышлять. Ночью с мостика видно, как тральщика окружают огни. Их сотни. Высоко-красные на мачтах, зеленые и белые внизу вдоль бортов. Днем показываются и сами траль­ щики. На расстоянии полумили друг от друга спускают тралы, кружат вокруг буев... За добрые пятьсот километров к северо-западу от Мурманска, в местах, куда еще совсем недавно снаряжа­ лись редкие эскпедиции, сейчас промышляют десятки мощных советских траулеров. Когда рыба уходит, поисковые суда следят за ней, разыскивают новые косяки, разбегаются по новым рай­ онам. Медвежинская банка у острова Медвежьего, остров Колгуев, Гольфштрем, Финмаркенская банка—-все эти места стали обычными промысловыми районами. И штур­ мана опытной рукой прокладывают курс к далеким по­ лярным параллелям. Регулярный инструктаж, практическая помощь, опера­ тивное руководство, даже когда суда находятся в разных районах, — обеспечивают подлинную борьбу за рыбу. * * * — Так добрый день, товарищи капитаны, помдирек- тора и секретари ячеек. Добрый день! Говорит „Кит“ . Открываем совещание... В каюте радиста тесно и накурено. Тральщик круто кладет на борт, и черные шеи ланкерных фонарей заби­ рают воду. Из 60 траулеров Севтралтреста—в море 45. Надо обеспе­ чить судам сырьевую базу, чтобы не гонять их зря по морю. М и х а и л П е т р о в и ч К у з н е ц о в — начальник от­ дела добычи— ведет совещание. Он рассказывает о по­ ложении в море, говорит, где найдена рыба, переставляет, суда, советует, как работать с новым тралом. Потом неутомимый флагманский радист спокойным и низким баском, словно разговаривает он с соседом, а не с су­ дами, штормующими на десятки миль, дает позывные всему флоту. — Два — РТ! Два — РТ! Михаил Петрович кончил Сейчас он послушает ваше мнение. Устанавливаем очередь. Устанавливаем очередь. Говорит „Нева", затем „Лещ", „Коминтерн", „Микоян", „Семга“ , „Киров"... Просим высказаться капитанов, помдиректоров и секретарей ячеек: „Нева", начинай. Перехожу на пр^т£). Поворот выключателя, сухой т'реск и в радио-рубку доносится: — Добрый день, Михаил Петрович! Добрый день, товарищи капитаны, помдиректора и секретари ячеек. Ясно вижу вас, Михаил Петрович. Ясно вижу. Я так думаю, что вы правы. Рыба должна быть на Финмар- кенской. Только считаю, что „Рыбца" и „Двину" надо послать в Гольфштрем. Пусть там пощупают... Так, я кон­ чил, передаю телефон нашему помдиректору, он о между- вахтенном соревновании будет говорить... Новому человеку это покажется странным. Казалось бы, куда дальше. Полярное студеное море. И на тяже­ лых волнах его далеко на десятки и сотни миль друг от друга разбросаны суда. Куда им, с их 700 лошади­ ных сил, бороться с морем. Продержался месяц, прибе­ жал в порт и ладно. Пофартило, напал на рыбу, за 6 —7 дней взял полный груз — хорошо. А нет, ну так что ж. Рыба, она под водой, а пароход на воде. Не найдут друг друга, ничего не поделаешь. Так оно и было. Четыре утлых маломощных траулера промышляли в Баренцовом море. Ловили только летом. На зиму ходили отстаиваться в Архангельск и Нор­ вегию. Радио ставить не хотели. Каждый промышлял на свой риск и страх. Мы хозяйничаем иначе. Нам нельзя надеяться на „фарт". Надо изучить рыбные пути, искать рыбу тщательно и кропотливо, чтобы промысел был не сезонный и слу­ чайный, а постоянный. И как на заводе хороший ди­ ректор устраивает ежедневные совещания, обсуждая на них работу прошедших суток и намечая дальнейший оперативный план, так и в море регулярно и ежедневно неутомимый Кузнецов, с ввалившимися -от бессонницы глазами, инструктирует капитанов, советуется с ними, проводит совещания. И отделенные железной обшивкой кают и долгими милями горькой морской воды, ежедневно советуются

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz